Народный артист Украины Николай Момот — целая эпоха в истории Донецкого театра оперы и балета: здесь он работал 35 лет (1969—2004).
«Горжусь тем, что вырос и воспитывался на сцене этого знаменитого театра, и признателен коллективу за это»,
— сказал артист, на днях отметивший свое 75-летие. Николай Семенович родился в селе Гродовка Красноармейского района Донецкой области. Путь на сцену пролегал через службу в армии и производство. Что было типично для того времени: сам Анатолий Соловьяненко получил специальность горного инженера.
“Я по профессии железнодорожник, работал в депо в Ясиноватой, потом был машинистом поезда. А к искусству, сначала самодеятельному, приобщился в железнодорожном техникуме, куда попал после десяти классов вечерней школы. Потом подсказали: можно поступить в консерваторию, где есть подготовительное отделение для таких, как я. Ведь музыкального образования у меня не было, только голос”,
— рассказывает Момот. Молодой железнодорожник поехал в Ленинградскую консерваторию. Там прослушали и приняли без экзаменов. Но возникло препятствие: Момот не отработал положенное время после окончания техникума.
“Когда обратился к начальнику отделения дороги, он меня не отпустил. Дескать, нам нужны железнодорожники. Я — к начальнику Донецкой железной дороги Кривенко, большому почитателю музыки. Попал на прием, рассказал, что и как. «Надо ехать, — говорит. — Я тебя отпускаю. Даже билет выпишу бесплатный до Ленинграда». Так с благословения бывшего начальника железной дороги я и попал в консерваторию”,
— объясняет юбиляр. Этот курс был богат талантами. Вместе с Николаем Момотом учились будущие народные артистки СССР Елена Образцова и Ирина Богачева, на старшем курсе — будущий народный артист СССР Владимир Атлантов. Такого всплеска талантов консерватория давно не знала. Чтобы прожить в чужом городе, студент с Донетчины работал в порту грузчиком, не чурался и другой работы.
Его государственным экзаменом стала партия Хозе в опере «Кармен». А после консерватории молодой тенор пошел в армию. Служил в ансамбле Группы советских войск в Германии.
«Там была очень опытная концертмейстер Раиса Федоровна Третяк. Она сказала: «Коля, твоя карьера — оперного певца». Все оперные клавиры она играла на память, нацеливала меня, не давала сбиться с пути…»
…В Донецком оперном Николай Момот начинал с партии Джонсона в «Девушке с запада» Пуччини — сложной, как для начинающего. Со временем овладел почти всем классическим репертуаром: партии Германа, Дон Карлоса, Манрико, Рудольфа, Хозе, Пинкертона.
Но вершиной мастерства и артист, и почитатели его таланта считают партию Отелло из одноименной оперы Верди. Для исполнения этой партии Момота приглашали на зарубежные гастроли еще тогда, когда Донецкий оперный считался «невыездным» — так как его мало знали зарубежные импрессарио. Но когда импрессарио заметили Момота, они заинтересовались и донецким коллективом. И уже в 1990-е годы состоялись первые зарубежные гастроли Донецкой оперы.
«Отелло» мы поставили перед поездкой театра в Одессу,
— вспоминает Николай Семенович. Руководство театра не было уверено в успехе. Однако это был триумф. Коллеги обнимали меня и плакали. После спектакля мне пожилые костюмерши говорили: вы с этим спектаклем можете ехать по всему миру.
Донецкие зрители постарше до сих пор вспоминают Отелло в исполнении Момота и говорят, что сравнение не в пользу младшего поколения. О своем успехе артист говорит так:
«Это очень тяжелый труд. Чтобы чего-то достичь, надо быть одержимым и работать ежедневно. Не каждый это понимает и не каждый стремится».
Николай Момот — профессор Донецкой государственной музыкальной академии имени С. Прокофьева. Две его воспитанницы — Анна Максудова и Фатима Касьяненко — уже солистки Донецкого оперного театра.
Юбиляр уверяет, что находится в замечательной форме и хоть сегодня готов выйти на сцену. О секретах же поддержания такой формы говорит просто:
«Я не изнеживал себя. Кутаться, закрывать рот платочком не буду. Да, искусство требует в чем-то жертв. Может, не пойдешь на день рождения к другу, так как тебе завтра петь в спектакле. Но никаких ограничений, и физических тоже, для меня не существует. Я мог ковры вытряхивать перед спектаклем «Отелло». Это меня даже подбадривало!»
Лина Кущ, “Голос Украины”