В павильоне «Мосфильма» продолжаются съемки фильма, в основу сценария которого легли самые таинственные и мистические произведения всех времен и народов – повесть Александра Пушкина «Пиковая дама» и одноименная опера Петра Чайковского.
За экранизацию произведения взялась кинокомпания «Мастерская Павла Лунгина» и «Art Pictures Studio». Режиссер – сам Павел Лунгин, он видит свою картину «Дама Пик» как психологический триллер.
Андрей, он же Германн
Главный герой картины – молодой оперный певец Андрей. Он очень высокого мнения о своем таланте, но почему-то остается невостребованным в театре. Появление в театре знаменитой на всю Европу оперной дивы по имени Софья Майер Андрей воспринимает как знак судьбы. Прославленная певица собирается ставить оперу «Пиковая дама», в которой исполнит партию Графини, а Германа она еще ищет. Андрей понимает, что это его единственный шанс изменить свою карьеру и жизнь. Ради роли в спектакле он готов на все…
“Фильм завязывает в драматический узел судьбы трех человек, которые любят и мучают друг друга. Знаменитая в прошлом оперная дива не намерена сдаваться. Она также гонится за славой, при этом манипулируя молодым тенором Андреем и своей племянницей – неопытной девушкой Лизой.
В нашей картине действие проигрывается дважды: в оперных сценах с прекрасной музыкой Чайковского и в современной жизни, где и казино, и театральные интриги, и денежные долги…”,
– рассказывает Павел Лунгин.
Актеры, которые попали в проект, прошли особый отбор. Главную женскую роль – оперную певицу Софью Майер – играет Ксения Раппопорт. Главную мужскую – представитель большой актерской династии – Иван Янковский, сын Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры, внук Олега Янковского. Ивану и Ксении в «Даме Пик» не приходится петь на сцене, за них это делают другие звезды – оперной сцены.
“Специально для фильма мы записали голоса ведущих солистов Большого театра и живой оркестр. Но на сцене наши герои держатся, как подобает настоящим оперным певцам – профессионально здесь абсолютно все точно”,
– рассказывает Павел Семенович.
Клетка для главгероя
Нам удалось побывать на съемочной площадке «Дамы Пик», когда снимали сцену репетиции оперы «Пиковая дама» с участием Андрея, Софьи и Лизы. Пройдя бесшумно, как разведчики, через несколько железных дверей мосфильмовского павильона (вдруг за дверью идет съемка?), лбом упираемся в деревянную балку, которая еще пахнет свежей сосной. Поднырнув под нее – о Боже! – оказываемся в Большом театре!
Художники картины создали точную копию зрительного зала Большого. Бархатные кресла – множество рядов – уходят от сцены вверх, над ними нависают балконы и ложи бельэтажа, украшенные лепниной и золотом. Здесь даже оркестровая яма есть, а в ней – музыканты! Чтобы попасть на сцену из зрительного зала, нужно пройти через мост, перекинутый через это пространство.
Все готовы к съемкам, ждут появления Павла Лунгина. В центре зрительного зала стоит столик режиссера, на нем – очки, настольная лампа, открытая книга и исписанные листы – рабочие заметки режиссера. И все это так красиво лежит, что хоть картину пиши под названием «Стол режиссера». Каково же было наше удивление, когда Павел Семенович прошел мимо этого уютного и живописного места и пошел в конец зрительного зала – к столу с монитором, где его уже ждал оператор Леван Капанадзе. А за столик с «художественным беспорядком» села темноволосая женщина в летнем парчовом пальто.
– Бандерлоги, по местам! – шутят рабочие, у которых сегодня горячий денек: они выставляют на сцене декорации, которые меняются по требованию режиссера.
– Все готовы? – спрашивает Лунгин уже со своего места.
– Да, Пал Семеныч! – откликаются сразу несколько человек.
– Ваня, идите в кадр!
Через мост быстро проходит Иван Янковский и уверенно заходит в… огромную клетку. Рядом – еще одна. И в ней уже стоит молодая девушка – Лиза, племянница Софьи Майер. Ее играет молодая актриса Мария Курденевич. Звучит гениальная музыка Чайковского, молодые люди, Андрей и Лиза, начинают партию.
– Красавица, богиня, ангел! – звучит мощный мужской голос. И нет никаких сомнений, что это поет сам актер – настолько отрепетировано это исполнение.
Лиза продолжает тему. Музыка и голоса завораживают… И вдруг – голос из зала:
– Стоп! – громко говорит женщина за режиссерским столиком. Она встает и идет прямо на сцену, делая на ходу замечания:
– Андрей, дыхание, паузы – здесь важно все! Накапливай энергию! Между вами – клетки, и ты телом это показываешь. А мне надо, чтобы ты голосом их показал, потому что клетки я потом со сцены уберу!
Первая мысль – это педагог по вокалу, следит за тем, как работают актеры. Но почему Андрей, а не Иван?
– Я, что, плохо пою?
– Нет, но можешь лучше!
– Можно мы прервемся ненадолго? Я утомился…
– Перерыв! – объявляет женщина в парчовом пальто и оборачивается к залу. Да это же Ксения Раппопорт! И это был не «разбор полетов», а съемка сцены репетиции!
Сцену снимают несколько раз – при разном освещении. Отдельно – крупные планы. В итоге требуется помощь гримера – от жарких софитов потек грим артистов. Насколько им жарко, можно только догадываться…
Развязка «Дамы Пик» держится в тайне.
Ревность и зависть
В этой короткой сцене – весь трагизм ситуации. У каждого героя – свой умысел. И они на полпути к успеху. Софья ставит оперу, Андрей получил в ней роль – но что делать с чувствами, которые неожиданно вмешались в ситуацию? Лиза любит Андрея, Софья, похоже, переоценила свой иммунитет к страсти и не может с ней справиться. А что же Андрей – кто нужен ему? Лиза? Или, кроме славы и денег, его ничто уже не может тронуть?
При этом Софья ревнует его к племяннице Лизе и не может этого скрыть. Когда она дает советы Андрею, Лиза припадает к клетке:
– А я? Я как спела?
– С тобой позже поговорим! – отрезает оперная дива. И столько в интонации презрения к молодой особе, смешанного с женской беспомощностью!
В итоге Павел Семенович не может удержаться от комплимента:
– Ксюша, ты гениально сыграла ревность! У меня было два экрана – я прямо увидел ее! Иван, в конце не говори «я утомился», скажи «я устал» – так вернее будет. И разговаривай не грубо с Софьей, а обиженно. Ты фаворит и считаешь, что все делаешь гениально! А вот смотришь на нее хорошо – как волчонок!
После этой сцены снимают в зрительном зале коллег Лизы и Андрея – певцов оперного театра, которые наблюдают за репетицией и перемывают косточки Софье и ее фавориту.
– Ты видел? У меня слов нет! А у них разница 25 лет, между прочим! – возмущается герой Алексея Колгана.
– Стоп, не дается каменный цветок! – шутит оператор. – Снимаем еще раз! Дима Куличков, во время разговора наклоняйся ниже над Алексеем и Наташей, камера тебя не захватывает.
Сцену снимают еще раз, потом – еще раз, пока «картинка» не доведена до совершенства.
– Перерыв, продолжим после обеда! – объявляет Лунгин.
Но не все уходят из «Большого театра». Ксения Раппопорт вслух повторяет слова своей героини из следующей сцены, Иван с Павлом Семеновичем разбирают по косточкам характер Андрея, нюансы его мыслей и поступков.
– Чем кончилась вчера игра? – напевает оператор Леван партию Германа из «Пиковой дамы», просматривая снятый материал и предвкушая обед.
– О Боже! – затягивает кто-то из рабочих, разбирая клетки на сцене…
«Пиковую даму» здесь знают все. А скоро ее будет знать вся страна – в прокат картина выйдет в будущем году.
Лариса Зелинская, ИА «Столица», Мурманский вестник