12 ноября 2017 года на Новой сцене Александринского театра впервые выступит камерный ансамбль «Новые вокалисты Штуттгарта».
В программе концерта — российская премьера произведения Сергея Невского «Pazifik exil», а также сочинения Лучано Берио, Каролы Баукхольт, Эвиса Самутиса.
Коллектив, созданный в 1984 году, состоит из семи исполнителей — колоратурное сопрано, лирическое сопрано, меццо-сопрано, контртенор, тенор, баритон, бас.
В его репертуаре преимущественно современная музыка. С 2000 года композиторы пишут произведения специально для ансамбля, коллектив ежегодно включает в свой репертуар до 25 новых сочинений.
Сергей Невский:
«Pazifik Exil / Тихоокеанская ссылка — по роману Михаэля Лентца, описывающем бегство немецкой художественной элиты в 30-е годы от фашизма и ее жизнь на берегу Тихого океана на узком пятачке между Санта-Моникой и Голливудом во время Второй Мировой войны.
Вымышленные, но основанные на реальных источниках — письмах и воспоминаниях, монологи Брехта, Шенберга, Томаса и Генриха Маннов, Марты и Лиона Фейхтангеров, Альмы Малер и Франца Верфеля описывают историю преследования на родине, бегства, неуют и одиночество внешне благополучной калифорнийской ссылки, невозможность возвращения, историю предательства оставшихся на родине друзей, сделавших выбор в пользу «искусства вне политики» и сложных отношений с родиной, всем миром воспринимаемой как источник абсолютного зла.
Опера охватывает период от прихода Гитлера к власти в 1933 году до конца сороковых годов. Я попросил выдающегося берлинского техно-музыканта Пауля Фрика, члена группы Brand Brauer Frick написать электронные интермедии, которые образуют второй план повествования и сделать звукорежиссуру в этом проекте.»
Премьера состоялась в Штутгарте 2 июля 2016 года. Сочинение написано по заказу Musik der Jahrhunderteпри поддержке Ernst von Siemens Musikstiftung.
Программа
Pazifik Exil (2014-2016). Российская премьера.
Вокальные сцены для 6-ти певцов и электроники. Идея и либретто Сергея Невского по одноименному роману Михаэля Ленца. Электроника, звукорежиссура Пауль Фрик (Brand Brauer Frick).
Эвис Самутис. Sculpting Air (2013-2014)
Карола Баукхольт. Stroh (2012-2013)
Лучано Берио. A-ronne (1974-1975) для голосов á capella
Об ансамбле
Кристина Фишер, художественный руководитель «Новых вокалистов Штуттгарта»:
Все наши певцы – очень сильные личности с ярким характером и индивидуальностью. И когда композитор пишет музыку для нас, он, конечно, пишет не просто для тенора, сопрано, баса, меццо-сопрано и т.п., а для Мартина, Андреаса, Сары, Сюзанны, Гильермо, зная наверняка, что они вложат в материал свой собственный характер и воображение. И пьесы, которые пишут для нас, все более становятся произведениями для Neue Vocalsolisten Stuttgart.»
Марина Гайкович, Независимая газета:
«То, что необходимо сегодняшнему композитору, – это далеко не искусство бельканто, хотя отдельные фрагменты традиционного пения с текстом в партитурах, безусловно, присутствуют.
Остальное – стоны, крики, шепот, игра с дыханием и еще бесчисленное множество приемов звукоизвлечения – складывается не столько в смысловой, сколько в звуковой мир, каждый раз особенный, со своим настроением.
Профессионализмом и артистизмом певцов (в особенности контртенора Даниэля Глогера, изображавшего жалкое трясущееся существо в Pinocchio Лючии Ронкетти или мистического героя в опере Надира Вассена) можно только восхищаться. И как бы ни шипели злопыхатели («еще лет пять порычат и помяукают, а потом вообще петь не смогут»), в России равных им исполнителей нет вообще, и с отношением, подобным вынесенному в скобки, еще долгое время не будет.»
Продолжительность — 1 час. 50 минут, с антрактом. Возрастная категория — 16+
При поддержке Гёте-Института и Министерства науки, исследований и искусства земли Баден-Вюртемберг.
Пресс-служба ТКК “Александринский”