Музыкальная АБВГДЕйка. “Путеводитель по оркестру. Карнавал животных” – Большой театр, Новая сцена. 24 сентября, 19 и 21 октября 2017.
Главный театр страны начинает сезон премьер с представления, адресованного юной аудитории.
На Новой сцене в единый спектакль превращены веселый и познавательный “оркестровый справочник” (известный и под названием “Вариации и фуга на тему Генри Перселла”) гениального англичанина Бенджамина Бриттена и не менее поучительный и увлекательный “музыкальный зоопарк”, собранный французским эрудитом Камилем Сен-Сансом.
Бриттен рассказывает (с помощью комментариев Эрика Крозье), как устроен современный, так называемый большой симфонический оркестр, который может собирать до ста и более инструментов на одной сцене.
Он впечатляет своей массой, когда играют все его участники – tutti, дает представление о балансе звучания разных оркестровых групп и обладает широкой палитрой инструментальных тембров, которыми композиторы пользуются для создания особых красочных звучаний.
И делает это с изобретательностью гения, с подтекстами, интересными взрослым.
Но если Бриттен писал музыку специально для самых маленьких слушателей, то Сен-Санс был бы очень удивлен и даже раздосадован, если бы вдруг узнал, что его “Карнавал животных” значится в детском репертуаре. Четырнадцать пьес сюиты представляют собой небольшую “энциклопедию музыкальной пародии”, полную юмора и мягкой иронии.
Музыкальные номера выстроены по принципу контраста: “Вступление” и “Королевский марш льва”, “Куры и петухи” и т.д. Сен-Санс здесь пародирует все: музыкальные штампы, самих музыкантов, музыку – старинную французскую и популярные во времена композитора сочинения. Сен-Санс прибегает и к “звукоизобразительным” приемам, подражая голосам животных.
Спектакль придумала молодая постановочная команда: дирижер-постановщик – Антон Гришанин, режиссер – Алексей Франдетти, сценограф и художник по костюмам – Тимофей Рябушинский. Они определили свою работу как “интерактивное действо для двух актеров, дирижера, оркестра и компьютерных технологий!
Лауреат “Золотой Маски” за постановку мюзикла “Рождество О’Генри” в Театре имени Пушкина Алексей Франдетти, после своей победы на конкурсе оперных режиссеров в 2013 году, сделал уже немало ярких проектов на подмостках музыкального театра.
В прошлом сезоне дебютировал в Большом, внеся ноту театральности в концертное исполнение шедевра Россини “Путешествие в Реймс”.
Свой режиссерский замысел для нынешней премьеры Алексей Франдетти описывает так:
“Представление, в которое с легкостью и удовольствием вовлекался бы маленький зритель”.
Мария Бабалова, Российская газета