Мария Каллас: еще при жизни ее имя стало легендарным. Официальные вехи биографии великой певицы и неофициальные комментарии по их поводу.
1923
2 декабря в Нью-Йорке родилась Мария Анна Софи Цецилия Калогеропулос. Она была дочерью греческих эмигрантов, Евангелины Димитриадис и Георгия Калогеропулоса, перебравшихся из Греции в США в августе 1923 года.
Родители Марии надеялись, что родится мальчик, взамен умершего в 1923 году от эпидемии тифа сына Василия. Когда мать Марии узнала, что родилась девочка, первые дни она не желала на нее смотреть, а отец не хотел официально регистрировать рождения ребенка.
1928
На 192 улице Манхаттена Марию сбила машина. Ей было 5 лет, она пролежала в коме 22 дня.
1929
Георгий Калогеропулус открывает аптеку в греческом районе Манхаттена и меняет фамилию на Каллас.
У Марии была сестра Джеки, старше её на 6 лет. Джеки была любимицей в семье. В течение нескольких лет Джеки обучалась пению и игре на фортепиано. Мария слушала занятия сестры из-за закрытой двери, и то, что сестре давалось с трудом, будущая великая певица усваивала очень легко.
1932
Мария тоже начала учиться игре на фортепиано. Благодаря этому, намного позже она сможет учить партии без пианиста-репетитора.
1934
В возрасте 11 лет Мария Каллас приняла участие в конкурсе для певцов-любителей на радио, спела песню “La Paloma” и получила второе место (а также часы марки Bulova).
1936
В конце 1936 года мать Марии решила вернуться в Грецию, фактически разведясь с мужем. Мария страдала, поскольку была очень привязана к отцу.
1937
Родители Марии официально развелись. Евангелина вернулась в Грецию с обеими дочерьми и сменила фамилию обратно на Калогеропулос.
“Первой любовью” Марии была “Кармен”, и она постоянно пела “Хабанеру”. Однако иногда пела и “Je suis Titania” из оперы Амбруаза Тома “Миньон”, чтобы, как она говорила, “держать открытыми все дороги”. Мария возвращалась в Грецию в феврале 1937 года на итальянском корабле “Сатурния”. Во время долгого (около месяца) плавания её единственными друзьями были три маленькие птички – Давид, Степанакос и Эльмина. Говорят, что она занималась с ними пением, и даже пыталась повторять их рулады.
1938
Мария Калогеропулос поступила в Национальную афинскую консерваторию, несмотря на то, что ей еще не исполнилось 16 лет (в консерваторию принимали с 16), и начала заниматься с Марией Тривелла.
Её занятия с г-жой Тривелла не оказались чем-то ценным: позже Мария Каллас вспоминала этот период своей жизни, как абсолютную потерю времени и говорила, что её любимая канарейка, Давид, научил её гораздо большему…
11 апреля: вместе с однокурсниками принимает участие в первом настоящем концерте.
1939
2 апреля Мария дебютирует на оперной сцене в роли Сантуцци в студенческой постановке оперы Масканьи “Сельская честь”, и получает Приз Консерватории. Её педагогом становится Эльвира де Идальго, и они сосредотачиваются на колоратурном пении.
1940
21 октября: первый театральный ангажемент. Мария поет песни в постановке пьесы Шекспира “Венецианский купец” Лирического театра в Афинах.
С детства страдая близорукостью, Мария была вынуждена тренировать память: в течение всей карьеры ей приходилось петь на оперной сцене, не видя дирижера. Чтобы не пропустить свое вступление, она должна была также учить партии других героев опер!
1941
21 января: дебют на профессиональной оперной сцене в партии Беатриче в опере “Боккаччо” в труппе Лирического театра на сцене Palas Cinema. В ближайшие 4 года с этим коллективом она также выступит в операх “Тоска”, Сельская честь”, “Фиделио”, “Долина” и “Нищий студент”.
1942
27 августа: впервые поет Тоску, делает это на греческом языке на открытой площадке в Park Summer Theatre Kaftmonos Square.
Несмотря на то, что роль Тоски – одна из самых удачных в её карьере, Мария Каллас никогда не любила свою героиню. Она говорила:
“В первом акте Тоска – это просто ревнивица, которая постоянно сомневается. А второй акт строится на арии “Vissi d’arte”, которую, я считаю, вообще нужно убрать из оперы, поскольку она полностью останавливает действие, развивающееся на протяжении всего акта”.
1944
Немецкие оккупационные войска теряют контроль над Грецией и в Пирее бросает якоря Английский флот. Мария Калогеропулос принимает решение вернуться в США и найти отца.
Марии необходимо было вернуться в Америку, поскольку Посольство США грозило лишить её американского гражданства в случае невозвращения. Уже в США она пыталась найти работу, однако почти все прослушивания сорвались, даже прослушивание у Тосканини, которое ей обещал устроить Никола Москона еще в Греции.
1945
3 августа: Мария дает “прощальный” концерт в Афинах, свой первый сольный концерт, организованный для того, чтобы собрать деньги, необходимые для поездки в США.
Сентябрь: Мария возвращаетсяв Нью-Йорк и снова берет фамилию Каллас.
Декабрь: Неудачное прослушивание в Метрополитан-опере.
1946
Мария все еще не может найти работу, однако продолжает настойчиво заниматься, оттачивая вокальную технику.
Прослушивания, на которые ходила Каллас, заканчивались неудачно до тех пор, пока ей не удалось прослушаться у Генерального директора Метрополитан-оперы Эдварда Джонсона. Джонсон послушал её и немедленно предложил две главные роли в постановках сезона 1946/7: в опере Бетховена “Фиделио” и в опере Пуччини “Мадам Баттерфляй”. К удивлению Джонсона, Мария отказалась от обеих ролей. Она не хотела петь Фиделио на английском, и считала себя слишком крупной для того, чтобы выступать в роли молодой и хрупкой Баттерфляй. Возможно, эта история – всего лишь миф.
Встреча с агентом Эдди Багарози. Каллас принимает приглашения петь Турандот в Чикаго в январе 1947 года вместе с известными европейскими певцами. Постановка планируется для новой оперной антрепризы, которую организовывают Багарози и итальянский импрессарио Оттавио Скотто.
Успешно проходит прослушивание на роль Джоконды для постановки на Арена ди Верона в Италии. Марию прослушивал тенор Занателло, и ей была предложена роль. Но до отъезда её обманул Багарози, которому удалось стать её эксклюзивным агентом. Контракт с ним создаст большое количество юридических проблем в будущей карьере Марии Каллас.
1947
Январь: чикагская антреприза признается банкротом всего за несколько дней до спектакля. Никола Розини Лемени, итальянский бас, который также должен был участвовать в чикагских спектаклях, знакомит Каллас с Джованни Занателло, который приехал в США для того, чтобы найти певцов для Веронского оперного фестиваля в 1947 году, художественным руководителем которого он является. Он приглашает Каллас петь в “Джоконде”.
27 июня: Каллас приезжает в Неаполь и на следующий день отправляется в Верону, чтобы начать репетировать “Джоконду”. Несколько дней спустя она встречает Джованни Баттиста Менегини, итальянского фабриканта и любителя оперы.
2 августа: итальянский дебют в Вероне в роли Джоконды. Дирижирует Туллио Серафин. Постановка оказалась достаточно успешной, однако сама Каллас особого впечатления ни на кого не произвела и ожидаемых ею новых предложений работы не получила.
Во время генеральной репетиции “Джоконды” на Арене ди Верона, выходя на сцену, Мария не заметила лестницу, ведущую под сцену, и упала. Они сильно вывернула лодыжку, испытывала сильную боль и была вынуждена петь практически неподвижно, поскольку ходить не могла.
Вскоре после её выступления маэстро Серафин написал письмо хорошему вокальному педагогу, которому предлагалось исправить некоторые несовершенства в пении Марии. В этом письме она именовалась “Мисс Каллас”.
30 декабря: Каллас поет Изольду на итальянском под управлением Серафина в театре La Fenice в Венеции, что приводит к новым предложениям петь в Италии, в основном Турандот.
Встреча с Джованни Баттиста Менегини стала ключевой для одного из этапов жизни Марии Каллас. Они познакомились за обедом в ресторане «Пада-вена» 30 июня 1947 года. Мария почему-то испугалась чрезмерно говорливых итальянцев и на протяжении всего обеда не проронила ни слова. Тем не менее Менегини обратил внимание на молчаливую девушку или, скорее, на ее пышные формы. Сам он был не намного миниатюрнее соседки по столу.
Галантный от рождения Джованни сделал стеснительной Марии пару комплиментов, чем окончательно растопил лед, ведь юная девушка была абсолютно неопытна в общении с мужчинами. Молодой певице польстило внимание пожилого господина: Баттисте Менегини было уже пятьдесят. Спустя месяц Мария напишет матери:
«Я познакомилась с мужчиной, который влюбился в меня без памяти. Он хочет на мне жениться. Я не знаю, что ему ответить. Ему пятьдесят три года, он очень богат и обожает меня».
Менегини был богатым итальянским промышленником, который любил оперу и сразу понял, каким ценным даром обладает возлюбленная. Он также был очень дальновидным и расчетливым финансистом, и ему не составило труда понять, какие огромные деньги мир готов будет заплатить за возможность насладиться голосом Марии Каллас.
Однако в самом начале их отношений Джованни придется отчаянно бороться со своим семейством, которое посчитает Марию корыстолюбивой интриганкой, польстившейся на его состояние. Менегини оставит свою фирму, приносящую прибыль, и скажет:
«Берите всё, я остаюсь с Марией».
Решение выйти замуж для Марии было импульсивным, ни о какой любви и речи не было. Менегини был для нее отцом, наставником, в нем она нашла заботу и опеку, которой была лишена в детстве.
Директор театра La Fenice пытался заключить контракт с Марией, поскольку Маэстро Серафин хотел открыть сезон 1947-1948 season оперой Вагнера “Тристан и Изольда” и хотел видеть Каллас в роли Изольды. Партию она не знала, но Менегини уговорил её пойти на прослушивание. К счастью, Мария прекрасно умела читать с листа, поэтому прослушивание прошло хорошо, и она получила роль Изольды.
В 1947 году за Джоконду на Арене ди Верона Мария получала гонорар в 30,000 итальянских лир за каждое выступление. Гонорар за “Тристана” в январе 1948 гонорар составлял уже 50,000 лир. За “Аиду” в Турине она уже получала 100,000 лир. Среди прочего, Менегини отлично управлял карьерой певицы, которая развивалась с невероятной скоростью.
1948
30 ноября: Мария Калас впервые поет Норму. За всю жизнь она споет эту партию больше раз, чем любую другую.
1949
19 января: впервые спев Брунгильду в опере Вагнера “Валькирия” одиннадцатью днями ранее, Каллас, по настоянию Серафина, заменяет заболевшую Маргариту Карозио в партии Эолтвиры в опере “Пуритане” в театре La Fenice. Это поворотный момент в карьере Марии Каллас.
Мария Каллас была приглашена в театр La Fenice петь Брунгильду в “Валькирии”. Дирижировал Тулио Серафин. Вскоре после этого в театре должна была пойти опера “Пуритане”. Устав от брунгильдовских возгласов “Хо-йо”, однажды вечером Мария решила почитать с листа партию Эльвиры из “Пуритан”, которую она до этого никогда не пела. Когда жена Серафина услышала пение Марии, она немедленно позвала мужа послушать и потребовала, чтобы Каллас спела Эльвиру для него. Мария, разумеется, спела, но на тот момент еще не знала, что Карозио заболела и театр ищет ей замену.
На следующее утро Мария спела Эльвиру директору театра, и он решил, что лучшей замены не найти. Каллас дали неделю на то, чтобы выучить партию. Правда, на этой неделе ей еще нужно было три раза спеть Брунгильду. А после первого спектакля “Пуритан” 19 января 1949, о Марии Каллас заговорила вся Италия. Успех был невероятным, даже несмотря на то, что она сделала несколько небольших ошибок, например, вместо “son vergin vezzosa” (“я очаровательная девственница), она спела “son vergin viziosa” (“я порочная девственница”).
Через три месяца она вышла замуж за Джованни Баттиста Менегини, который был почти на 30 лет старше её. Это случилось 21 апреля 1949 года в церкви Chiesa dei Filippini в Вероне. Оперная дива стала выступать под именем Мария Менегини-Каллас. Их брак продлился десять лет. Мария иногда позволяла себе увлекаться другими мужчинами, но это были мимолетные забавы – пока на балу в 1959 году ей не встретился Аристотель Онассис.
21 апреля: выходит замуж за Джованни Баттиста Менегини и тем же вечером уплывает петь в Аргентину, в Театр Колон в Буэнос-Айресе.
В 1949 году Мария Каллас вышла на сцену 70 раз. В 1950 – 100 раз. Для развития карьеры никаких препятствий больше не существовало.
1950
После своей Эльвиры в Венеции, Мария в одночасье превратилась в главную итальянскую оперную знаменитость, однако роль в миланском театре Ла Скала ей пока не предлагали. Но, в конце концов, Каллас предложили спеть Аиду, после того, как не смогла выступить Рената Тебальди. Мария и Менегини предполагали, что случится триумф, однако после исполнения Аиды 12 апреля 1950, Каллас получила всего лишь вежливый прием публики и равнодушные рецензии в прессе. Ла Скала покорился ей лишь позже, 7 декабря 1951 года, когда, после выступления в опере “Сицилийская вечеря”, Каллас была вознаграждена овациями и восторженными статьями.
В сентябре 1950 Каллас встретилась с Тосканини, которому пела вердиевский “Макбет”. Великий дирижер был поражен её голосом. Он сказал:
“Я никогда не дирижировал “Макбет”, потому что не было хорошей певицы, которая правильно спела бы Леди Макбет. Она – та певица, которая мне нужна. Я буду дирижировать “Макбет” с ней в Ла Скала. Скоро она получит письмо от театра”.
1951
7 декабря: Каллас открывает сезон в Ла Скала, оперой “Сицилийская вечеря” Верди. Оглушительный успех. В течение следующих семи лет Ла Скала будет местом, где Каллас с триумфом будет представлять целый ряд ролей.
В конце концов Мария добилась того, чего желала больше всего. В Ла Скала она споет 26 опер, 160 раз будет королевой самого главного театра в мире.
Гонорары её росли, и составляли фантастические суммы, особенно для того времени. В сезоне 1951/52 Мария получала 300,000 итальянских лир за выступление, в сезоне 1953/54 – 375,000 лир. Сезон 1954/55: 650,000 лир за выход. 1955/56: 700,000 лир за выход. В 1957 году она стала получать 700,000 лир за выход плюс 150,000 лир в качестве компенсации расходов на проживание и др.
Рудольф Бинг, суперинтендант Метрополитен-оперы, скептически относился к гонорарным “поборам”, которые инициировал муж Марии и она сама. И если театр Ла Скала платил, то Бинг – нет. Таким образом, двери главного американского театра были закрыты для Каллас-Менегини до тех пор, пока она не согласится умерить свои финансовые аппетиты, хотя Бингу Мария нравилась, и он готов был пригласить великую певицу в Нью-Йорк еще в 1950 году.
1952
29 июля: Мария Каллас подписывает контракт с EMI, и уже в августе делает тестовую запись арии ‘Non mi dir’ из ‘Дон Жуана’.
В июле 1952 года Мария подписала эксклюзивный контракт с Вальтером Легге, директором EMI. Через несколько дней после этого события Легге и его жена, великая сопрано Элизабет Шварцкопф, приехали на спектакль Каллас на Арену ди Верона, где она пела Травиату. После спектакля Шварцкопф сделала один из наиболее значительных комплиментов из всех, которые Каллас получала в жизни – сама Шварцкопф никогда больше не выйдет на сцену в роли Травиаты. Когда её попросили объяснить свое решение, Элезабет Шварцкопф сказала:
“Какой смысл петь что-то, что твоя современница поет идеально?”
1953
Февраль: во Флоренции записана первая опера для EMI, Лючия ди Ламмермур. Позже в этом году Каллас начала серию записей опер в Ла Скала, начав с “Пуритан” и “Сельской чести” с Серафином, а также знаменитой записи “Тоски” с Виктором де Сабата за пультом.
1954
За очень короткий период времени Мария Каллас сбросила 30 килограмм веса, и её фигура преобразилась. Она записывает еще четыре оперы в Ла Скала и первые два сольных диска в Лондоне.
В 1947 году Каллас, по её собственным словам, весила 170 фунтов (примерно 80 кг), а после диеты стала весить на 20 кг меньше.
Ноябрь: Мария Каллас едет в США чтобы петь “Норму”, “Травиату” и “Лючию ди Ламмермур” в Чикаго.
Декабрь. Открытие сезона в Ла Скала оперой “Весталка”, первая работа с театральным и кинорежиссером Лучино Висконти.
1955
17 ноября 1955 стал днем, когда Каллас утвердилась в образе тигрицы. Только она закончила петь “Мадам Баттерфляй” на сцене Лирической оперы в Чикаго, как возле нее появился судебный пристав Стэнли Прингл, который продемонстрировал Марии повестку в суд. С ней собирался судиться бывший менеджер, Эдди Багарози, на основании контракта от 1947 года, который предусматривал для него эксклюзивное представительство интересов певицы.
Несмотря на то, что в течение нескольких лет они даже не общались, не говоря уже о рабочих отношениях, Багарози претендовал на процент от гонораров Марии, а также на возмещение расходов, которые он якобы понес, работая на нее – всего около $300,000. Реакция Каллас на всю эту информацию была невероятно резкой.
Дело было урегулировано во внесудебном порядке 7 ноября 1957. Условия соглашения не разглашались.
1956
28 октября: Мария Каллас впервые выступила на сцене Метрополитан-оперы в Нью-Йорке в опере “Норма”, за которой последовали “Тоска” и “Лючия”.
Долгожданный дебют Каллас на сцене Мет все-таки стал реальностью. 28 октября 1956 года она спела “Норму” в Нью-Йорке. К несчастью, накануне журнал Time опубликовал интервью с матерью Марии, женщиной, которую Каллас обвиняла в том, что она лишила её детства. Последний раз Мария виделась с матерью в Мексике в 1950 году и поклялась, что больше никогда в жизни не будет с ней ни видеться, ни разговаривать (клятва, которую она унесла с собой в могилу).
В статье Time Мария выглядела неблагодарной дочерью и нью-йоркская публика отреагировала на Каллас холодно. Фактически, легендарной певице Зинке Миланов, когда она занимала место в зале, аплодировали воодушевленнее, чем Марии Каллас, когда она появилась на сцене. Впрочем, к последнему акту Нью-Йорк сдался: Каллас вызывали на поклон 16 раз.
1957
Сентябрь: Эльза Максвелл, американская светская хроникерша и организатор приемов для высшего общества, знакомит Менепинисов с греческим магнатом Аристотелем Онассисом.
Мария Каллас поет свой самый известный концерт на сцене Одеон Герода Аттика в Афинах.
1958
2 января: сославшись на недомогание, Каллас уходит после первого акта оперы “Норма” в Риме, на котором присутствовал Президент Италии и всё римское высшее общество. За этот поступок ее жестко критиковали в СМИ.
Мария должна была петь Норму в Римском оперном театре 2 января 1958 года. На спектакль должен был прийти итальянский президент, Джованни Грончи с женой. К несчастью, многие видели Марию во время празднования Нового года пьющей много шампанского ночи напролет в модном ночном клубе Circolo degli Sacchi. Меньше, чнем за 36 часов перед началом спектакля обнаружилось, что у Каллас пропал голос. Она не могла даже шептать, не говоря о том, чтобы петь.
В театр сообщили, что нужна замена. Дублера не было, а отмена спектакля стала бы катастрофой. Но случившееся оказалось еще хуже, чем просто катастрофа. Вопреки советам докторов Мария вышла на сцену, но с первой ноты стало понятно, что её голос в ужасном состоянии. К концу первого акта половина зала открыто издевалась, а вторая половина сидела молча, не в силах оправиться от шока.
Мария сбежала из театра через запасной выход, после чего в театре объявили, что спектакль продолжаться не будет. Публика была в ярости, однако через некоторое время Марии позвонила сеньора Грончи с уверениями, что ни она, ни её муж не обижены на такое поведение певицы.
Май: Во время исполнения оперы Белини “Пират” в Ла Скала Каллас ссорится с генеральным директором театра Антонио Гирингелли, а решает не петь в Ла Скала до тех пор, пока он работает в театре.
6 ноября: Рудольф Бинг, директор Метрополитан-оперы, разрывает контракт с Каллас, поскольку не представляется возможным достичь соглашения относительно ее выступлений в следующем сезоне.
19 декабря: Сенсационный дебют в Париже, в гала-концерте на сцене Парижской оперы. Среди знаменитостей в зале – Онассис, который начинает интересоваться Каллас.
1959
К этому времени у Каллас становится меньше ангажементов. Она и Менегини в июле приглашены в круиз на Кристине, яхте Онассиса, наряду с другими знаменитостями, включая Уинстона Черчилля. К концу круиза Каллас и Онассис стали любовниками, а брак Менегини был разрушен.
3 сентября 1959 года Мария Каллас объявила о том, что разводится с мужем. Начался девятилетний роман с Аристотелем Онассисом.
Каллас впервые в жизни была по-настоящему счастлива. Она, наконец, полюбила и была абсолютно уверена, что взаимно. Впервые в жизни она перестала интересоваться карьерой — престижные и выгодные контракты один за другим уходили из ее рук. Мария оставила мужа и переехала в Париж, поближе к Онассису. Для нее существовал только Он.
На седьмом году их отношений у Марии появилась последняя надежда стать матерью. В этот момент ей будет 43. Но Онассис жестоко и безапелляционно поставил ее перед выбором: или он или ребенок, заявив, что у него уже есть наследники.
Он не мог знать, что судьба жестоко ему отомстит — в автокатастрофе погибнет его сын, а несколькими годами позже от наркотической передозировки умрет дочь…
Предполагалось, что этот роман завершится браком, однако Онассис 20 октября 1968 года женился на Жаклин Кеннеди, вдове президента США. А его смерть, последовавшая 15 марта 1975 года многими считается фактором, ускорившим кончину Марии Каллас.
1960 /1961
Каллас совсем перестает выходить на сцену и посвящает себя легкой жизни с Онассисом. К концу 1962 года состоялось всего несколько музыкальных событий с её участием.
Например, Мария пела Медею в Ла Скала 11 декабря 1961 года. Была не в голосе, и во время её дуэта с Ясоном из первого акта (его пел Джон Викерс), публика начала шипеть. Мария не обращала на это внимания, и допела до момента, когда по тексту роли она называет Ясона “Crudel!” (Жестокий!). После первого “Crudel!” она перестала петь. Посмотрев прямо в зал, она спела второе “Crudel!” прямо в публику. После чего сделала паузу и начала снова со слов “Ho dato tutto a te” (Я всё тебе отдала), грозя кулаком в зал. Публика перестала шипеть, а в конце наградила артистов бурными аплодисментами.
1962
Её присутствие на сцене ограничивается несколькими концертами.
1964
Январь. Дзеффирелли убеждает Каллас вернуться в оперу в своей новой постановке “Тоски” Пуччини, которая в итоге получила самые лучшие отзывы.
Май. Каллас выходит на сцену в Париже в опере Беллини “Норма”, поставленной Дзеффирелли. Постановка прекрасная. Позже выяснится, что это была последняя премьера Марии Каллас. Несмотря на незначительные вокальные проблемы, исполнение также оказалось вполне успешным.
1965
Февраль: Мария поет “Тоску” в Париже девять раз.
Март: триумфальное возвращение в Мет с двумя представлениями “Тоски”.
Май: Мария несколько раз поет “Норму” в Париже. Чувствует себя усталой, но отменять спектакли отказывается.
29 мая она заканчивает Первую сцену Второго акта чуть ли не в коме. Спектакль останавливают.
В мае 1965 года голос Марии Каллас вновь становится предметом споров. Она пела “Норму” в Париже вместе с Фиоренцей Косотто (Адальгиза). Косотто знала, что Мария в изнеможении и поёт с трудом. Поэтому Косотто специально пела все длинные ноты дольше, чем это могла делать Каллас. Их последний дуэт в опере Косотто и вовсе провела как дуэль. Когда занавес опустился, Мария рухнула на сцену без сознания, и её отнесли в гримерку.
Июль: у нее в расписании четыре “Тоски” в Ковент-Гардене. Врачи рекомендуют ей отказаться, однако она решает спеть хотя бы один спектакль и делает это 5 июля. Эта “Тоска” становится последним оперным спектаклем в её жизни.
1966
Каллас отказывается от американского гражданства и берет греческое. Таким образом, технически её брак с Менегини аннулирован. Мария ожидает, что Онассис женится на ней, но этого не происходит.
1968
20 октября: Онассис женится на Жаклин Кеннеди, вдове убитого президента США Джона Кеннеди, после охлаждения отношений с Каллас.
В 1968 году Онассис женится на вдове американского президента Жаклин Кеннеди, о чем сообщает Марии через посыльного. В день этой свадьбы Америка негодовала.
“Джон умер во второй раз!”
— кричали газетные заголовки. Наверное, можно сказать, что и Мария Каллас, отчаянно умолявшая Аристотеля пожениться, по большому счету тоже умерла именно в этот день.
В одном из последних своих писем к Онассису Каллас заметила:
“Мой голос хотел предупредить меня о том, что вскоре я встречусь с тобой, и ты изничтожишь и его, и меня”.
1969
Июнь-июль: Мария играет Медею в художественном (не оперном) фильме у режиссера Пьера Паоло Пазолини. Коммерческого успеха картина не имеет.
В июне 1969 Мария начала сниматься в фильме о Медее (не по опере Керубини или пьесе Еврипида, а по мифу о Медее) у Пьера Паоло Пазолини. Петь она не могла, но работала самоотверженно. Настолько, что однажды упала в обморок после пробежки по высохшему руслу ручья для одной из сцен фильма. К сожалению для Марии, признания этот фильм не получил.
1970
R 1970 году оперная карьера Марии прекратилась. 25 мая её отвезли в больницу: было объявлено, что она пыталась покончить жизнь самоубийством с помощью передозировки седативных препаратов. Вряд ли она действительно собиралась свести счеты с жизнью, хотя в этот период она действительно пила много успокоительных и снотворных таблеток.
1971 /1972
Каллас дает серию мастер-классов в Джульярдской школе в Нью-Йорке. После долгого перерыва она вновь встречает своего старого коллегу, тенора Джузеппе ди Стефано, и они становятся близкими друзьями.
1973
Ди Стефано уговаривает Марию Каллас предпринять большой международный тур вместе с ним, чтобы собрать деньги для лечения его дочери. Тур, который поможет достигнуть личных целей, однако обернется артистическим провалом, начнется в Гамбурге 25 октября и продлится до 1974 года.
В 1973 года Каллас начала “тур возвращения” с Джузеппе ди Стефано. Впервые за восемь лет Каллас пела на публике. По первому концерту в Гамбурге 25 октября стало ясно, что тур обернется художественной катастрофой. У Каллас и ди Стефано был пианист, которого звали Ивор Ньютон, ему было к восьмидесяти. Во время тура у Ньютона начались головокружения, и он стал задумываться о смерти. Однажды он сказал Роберту Соверленду, который переворачивал страницы:
“Если у меня вдруг случится инфаркт пока Мария тянет ноту, ты меня аккуратно спихни со стула и продолжай играть сам, как будто ничего не случилось”.
Мария отказалась уволить Ньютона, опасаясь, что именно это и может убить его. Тем не менее, Соверленд всё же заменил пожилого коллегу, когда тур продолжился в США.
Последний концерт состоялся 11 ноября 1974 года в Саппоро, на севере Японии. И это стало последним местом на планете, где вживую слышали пение Марии Каллас.
1974
11 ноября: последний концерт тура с Ди Стефано в Саппоро (Япония). Это последнее публичное выступление Марии Каллас. Кроме того, прекратилась и любовная связь с Ди Стефано.
1975
15 марта: После операции на желчном пузыре умирает Онассис. Каллас ведет практически отшельнический образ жизни в Париже.
1977
16 сентября: Мария Каллас умерла в Париже. Причины её смерти до сих пор не до конца ясны.
16 сентября 1977 года Мария проснулась поздно. Она находилась в своем доме в Париже. Позавтракав в постели, она встала и направилась к ванной комнате. Внезапно возникла резкая боль с левой стороны и она упала. Её отвели обратно в постель и дали выпить крепкого кофе. После безуспешной попытки получить медицинскую помощь, пришлось вызвать врача её камердинера, который выехал немедленно. Однако она умерла, не дождавшись его приезда.
Похороны состоялись 20 сентября 1977. Мария Каллас была кремирована, урна хранилась на кладбище Пер-Лашез в Париже. Весной 1979 года пепел перевезли в Грецию и, в соответствии с её желанием, развеяли над Эгейским морем.
По официальной версии, Мария Каллас умерла от сердечного приступа. В последние годы жизни певица действительно страдала от нескольких серьезных заболеваний, однако тяжелой болезни сердца среди них не было. Почему врач, сделав заключение о смерти, не настоял на вскрытии? Также хорошо известно, что Каллас категорически не хотела после смерти оказаться в печи. Даже купила на кладбище место для своей могилы. И вдруг эта загадочная кремация.
Знаменитый режиссер Франко Дзеффирелли, недавно снявший полудокументальный фильм “Callas forever” (с Фанни Ардан в заглавной роли), убежден: Марию Каллас отравила ее пианистка и наперсница — Вассо Деветци.
Дабы завладеть богатствами певицы, считает Дзеффирелли, она не только намеренно ограничивала круг общения Каллас, чем усугубляла ее депрессию, но и регулярно добавляла в ее лекарства транквилизаторы.
Насколько справедлива эта версия, непонятно, но теория отравления очень популярна среди поклонников певицы. Впрочем, никаких полицейских или частных расследований на этот счет не велось. По версии мужа Каллас Джиованни Батиста Менегини, Мария, вероятнее всего, покончила с собой. А быть может, люди просто не хотят верить в банальность смерти той, кого они боготворили.
Кстати, смерть Каллас оставила без ответа и еще один абсолютно земной вопрос. Куда исчезло ее завещание, о существовании которого знали несколько человек? Официально считается, что госпожа Каллас никаких распоряжений относительно своего имущества не оставила. Ее десять миллионов решением суда были разделены между двумя глубокими стариками — матерью и мужем — людьми, которые не очень-то любили Каллас, и она отвечала им взаимностью.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам СМИ