В музыкальной журналистике сложился дурной обычай: на дневные концерты абонементов для детей и юношества не ходить – и тем более не писать о них.
Играют в таких концертах обычно молодые музыканты – лауреаты международных конкурсов или те из солистов, которые в силу каких-то обстоятельств, но безотносительно уровня их музыкального дарования, не вошли в обойму постоянно приглашаемых артистов.
Конкурсов сегодня не счесть. И цена звания многих из них (я не размер премий имею в виду) не больно высока. Но Московская филармония – фильтр для солистов довольно жёсткий, и на столичные эстрады попадают среди них наиболее приличные. Тут бы журналистам и быть в первых рядах слушателей и открывать для публики новые таланты. Ан нет! Тут ведь надо не просто прийти, а внимательно слушать и высказывать собственное мнение, а не мусолить привычные имена и расхожие суждения.
Да ещё придётся, если подходить ответственно, то давать нелицеприятные оценки оркестров с раскрученными брендами, которые, что уж там греха таить, зачастую играют в этих концертах спустя рукава, потому что управляют ими дирижёры чаще всего не первого ряда. Зачем портить отношения с могущественными главными дирижёрами этих оркестров; уж лучше не ходить и не писать. Притом даже специализированные музыкальные сайты и порталы – статьи о безвестных или молодых музыкантах публикуют неохотно. Так кому же интересно писать в стол!
Но пытаться пробивать эту стену ленивого молчания всё же необходимо. Молодым музыкантам публичная оценка их трудов куда нужнее, чем очередное «великое славословие», к примеру, Мацуева или Гергиева, тем более что эти славословия далеко не всегда заслуженны.
Итак, в разрушение этого обычая хочу рассказать о выступлении пианиста Михаила Рыба (ударение на втором слоге, фамилия не склоняется) в рамках Абонемента № 56 воскресных дневных симфонических концертов «Музыка, живопись, жизнь». Автор и ведущая – Жанна Дозорцева. Этот абонемент пользуется постоянным успехом и собирает полный зал им. Чайковского уже много лет. Выступить в этом абонементе солистам, которых приглашает сама Дозорцева, почётно.
В концерте, состоявшемся 22 марта 2015 года, Михаил Рыба исполнил два клавирных концерта И. С. Баха: № 1 ре минор, BWV 1052 и № 5 фа минор, BWV 1056 в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей» п/у Дениса Кирпанёва.
Живописная часть концерта была посвящена творчеству двух гениев немецкого Возрождения: Альбрехту Дюреру и Лукасу Кранаху старшему.
В мою задачу не входит оценка лекции Ж. Дозорцевой, только замечу, что даже при самом замечательном качестве, такая длительность (43 минуты) только в первом отделении – это перебор.
Представляя Михаила Рыба, Дозорцева сказала:
«Я сейчас расскажу только о двух концертах Баха, которые прекрасно играет Миша Рыба. Я не знаю, кто ещё у нас в России может сегодня так играть Баха, как Михаил Рыба».
Этим словам можно верить – уж выбор у Дозорцевой большой! Справедливость этих слов подтвердилась через несколько минут, с первыми нотами баховского клавирного концерта № 1.
С моей точки зрения, Михаил Рыба один из наиболее интересных, хотя и не раскрученных, пианистов среднего поколения. Ему повезло – он сын известного баса Михаила Рыба, первого исполнителя вокального цикла Дмитрия Шостаковича «Пять романсов на стихи Евг. Долматовского» (партию фортепиано исполнял автор). Музыка Баха звучала в доме постоянно – отец начинал день, распеваясь его кантатами. Будущий пианист жил в атмосфере этой музыки с рождения.
Диапазон музыкальных интересов пианиста очень широк. Не только, как шутят, «От Баха до Оффенбаха», но ещё шире по временным рамкам – до Джазовой сюиты Александра Цфасмана (Светлановский зал Дома музыки, 13.04.2013 с Президентским оркестром п/у А. Орлова), имевшей огромный успех, и блистательно исполненного Первого фортепианного концерта Николая Метнера (Концертный зал им. Чайковского, 24.11.2013, Госоркестр им. Е. Светланова п/у Владимира Понькина).
Музыка Баха входит в постоянный репертуар пианиста, и я не раз слышал её в его исполнении. Хочу отметить в исполнительской манере Михаила Рыба одну общую, и чрезвычайно важную черту: он в первую очередь ставит задачу показать саму музыку композитора, её точный текст, а сам как интерпретатор уходит на второй план. Это особенно заметно при исполнении им именно Баха.
Рыба за инструментом очень сосредоточен и полностью погружён в музыку. Высокое качество его пианизма позволяет не тратить силы и внимание на технику, которая проявляется легко, как бы сама собой, позволяя погрузиться в творчество. Но эта лёгкость дается упорным ежедневным трудом. У Рыба превосходная артикуляция в быстрых пассажах и мелкой технике.
Ни единого замечания не вызвали предложенные пианистом темпы, что сегодня случается чрезвычайно редко. Большинство современных исполнителей не может преодолеть тягу к их преувеличению. У Рыба в крайних быстрых частях темпы не загнаны, а в средних не затянуты.
Пианист не стремится имитировать клавесин, и не отказывается от педали полностью. Он пользуется ею минимально и очень тактично. В средних частях Рыба чаще всего добивается кантилены пальцами.
Программу сопровождал Симфонический оркестр радио «Орфей» п/у Дениса Кирпанёва. Это очень молодой коллектив, играющий пока ещё очень неровно, и давать ему реальную оценку ещё рано. Дирижёр аккомпанировал солисту весьма корректно, и оркестр звучал пристойно. Пианист в этой программе чувствовал себя вполне комфортно.
На бис Михаил Рыба прекрасно повторил Adagio из Первого клавирного концерта.
Во втором отделении ректор Казанской консерватории профессор Рубин Абдуллин в классичной (в хорошем смысле слова) манере, со строгими регистровками исполнил на органе несколько сочинений Иоганна Себастьяна Баха, в том числе популярнейшую Пассакалию до минор, BWV 582.
Завершилась программа Токкатой и фугой ре минор BWV 565, без которой не обходится, вероятно, ни один баховский органный концерт. Это не страшно, потому что слушать её можно сколь угодно часто.
Этот концерт достоин года 330-летия великого кантора, которое оказалось в тени другой даты – 175-летия Чайковского.
Владимир Ойвин