
Музыкальная сказка для детей и взрослых «Алиса в Зазеркалье» стала первой премьерой академического театра Урал Опера. Спектакль поставлен к 75-летию автора этой оперы Ефрема Подгайца, это первая полная версия произведения, написанного композитором — тогда еще дебютантом в сценическом жанре большой формы — больше сорока лет назад по мотивам сказки Льюиса Кэрролла на либретто Владимира Орла.
И это вторая опера Подгайца в репертуаре екатеринбургского театра: с прошлого года здесь идет его «Дюймовочка».
Специально для уральской премьеры композитор дописал партитуру, добавив детские хоры. «В театре прекрасный детский хор! — сказал он программе «Вести», приехав на последние предпремьерные репетиции. — Такое ощущение, что, сочиняя эту музыку, я именно такой хор себе и представлял, — редкий случай».
Постановщик спектакля режиссер Елизавета Корнеева и сценограф Екатерина Агений, адресуя свое создание и детям и взрослым, трактуют эту сказку как историю взросления героини в процессе схватки между черным и белым, причем схватка эта разворачивается на шахматной доске. «Опера в одиннадцать шахматных ходов с одним антрактом» — так обозначен жанр спектакля на афише.
«Черный» взрослый мир отнюдь не противопоставлен светлому детскому — просто он уже умудрен этой сложной жизнью и помогает героине подготовиться к ней. Такое смешение по традиции контрастных миров, по замыслу режиссера, должно погрузить зрителя в хаос:
«Я хочу, чтобы зритель запутался, пришел еще раз и открыл для себя новый мир».
Как говорит исполнительница партии Алисы — она же Белая Пешка — сопрано Ольга Стародубова, от эпизода к эпизоду ее героиня меняется — взрослеет, каждый раз заново себя узнавая, что ставило перед актрисой интересные задачи.
Спектакль яркий, с замечательно придуманными волшебными костюмами, участвующими в действе диковинными существами (Алисе в ее путешествии встретятся загадочные Пчелампа, Торшершень и Саранчашка) и мультимедийными технологиями.
За пультом премьеры — главный дирижер театра Урал Опера Балет Константин Чудовский.
Сергей Сусанин, «РГ»