2019 год и сезон 2019-2020 годов в мире проходит под знаком одного из выдающихся композиторов ХХ века Моисея (Мечислава) Вайнберга, который родился 8 декабря 1919 года в Варшаве.
Это один из крупнейших симфонистов своего времени.
Музыкальное наследие Вайнберга весьма обширно и жанрово разнообразно. Оно насчитывает двадцать две симфонии, семь опер: «Пассажирка» (1967-1968), «Мадонна и солдат» (1970) «Любовь Д’Артаньяна» (1971), «Поздравляем!» (1975), «Леди Магнезия» (1975), «Портрет» (1980), «Идиот» (1985), шесть инструментальных концертов, 17 струнных квартетов, 30 сонат, три балета (среди них «Золотой ключик»), более 200 песен, музыка к 64 фильмам, театральным и цирковым представлениям.
Он автор саундтреков к фильмам «Летят журавли», «Последний дюйм», «Укротительница тигров», «Афоня», «Тегеран 43», «Гиперболоид инженера Гарина», «Молодо-зелено», мультфильмам «Винни Пух», «Каникулы Бонифация» и др.
Родился Моисей Вайнберг в семье в семье дирижёра и композитора еврейского театра Шмуэля (Самуила Моисеевича) Вайнберга и актрисы еврейского театра на идише Сони Вайнберг. Переселившись из Кишинёва в Варшаву, Самуил Вайнберг руководил оркестром в варшавском еврейском театре «Скала».
Моисей Вайнберг с десятилетнего возраста играл там на фортепиано в оркестре, сопровождавшем спектакли, а позже был музыкальным руководителем нескольких постановок.
В возрасте двенадцати лет был принят в Варшавскую консерваторию в класс Юзефа Турчиньского, где был самым молодым студентом, закончил её в 1939 году как пианист. В польских довоенных документах был записан как Мойше Вайнберг (польск. Mojsze Wajnberg).
С началом Второй мировой войны и оккупацией Польши Германией в сентябре 1939 года бежал в СССР. Его семья, остававшаяся в Варшаве (родители и младшая сестра Эстер), была депортирована в Лодзинское гетто и в дальнейшем погибла в концлагере Травники.
При оформлении документов на получение гражданства СССР чиновник записал его имя Моисей. Он первоначально обосновался в Минске и некоторое время учился в Минской консерватории в классе композиции Василия Золотарёва.
В 1941 году в связи с угрозой фашистской оккупации Минска был отправлен в Ташкент, куда была эвакуирована Московская консерватория. Там он познакомился и подружился с Дмитрием Шостаковичем, что оказало на Вайнберга большое влияние. В 1943 году по ходатайству Шостаковича вернулся уже в Москву.
В феврале 1953 года М. Вайнберг был арестован в связи с так называемым «делом врачей», по которому были арестованы сотни еврейских деятелей науки и культуры, обвиненных в заговоре с целью убийства Сталина и высшего руководства СССР и других преступлениях. Так Вайнберг и ряд других лиц были обвинены в планах создания в Крыму Еврейской республики и приговорены к смертной казни. Одиннадцать недель он провёл в Бутырской тюрьме. Об его освобождении ходатайствовали Дмитрий Шостакович и Николай Пейко.
Привести приговор в исполнение не успели, т. к. 5 марта 1953 года умер Сталин, движение по «делу врачей» было приостановлено, его фигуранты освобождены и позже реабилитированы.
В сфере композиции М. Вайнберг интенсивно трудился всю жизнь — в частности, потому, что был одним из тех немногих композиторов, кто на госслужбе никогда не состоял, зарплаты не получал и жил только на гонорары.
Стиль Вайнберга сложился под влиянием трёх культур: еврейской, польской и русской. Сейчас внимание к творческому наследию М. Вайнберга переживает расцвет и в России, и в мире. Сегодня Вайнберг – самый часто исполняемый советский композитор после Шостаковича и Прокофьева.
На пресс-конференции в Большом театре 5 декабря 2018 года сообщили, что 2019 год объявлен «Годом Вайнберга». В сезон 2018-2019 гг. его музыка часто звучала в концертах и оперных театрах.
12 ноября 2019 г. в Большом театре состоялась пресс-конференции Оргкомитета по проведению Года Вайнберга в России, где присутствовали: гендиректор Большого театра России Владимир Урин, директор Государственного института искусствознания Наталья Сиповская, польский музыковед и оперный критик Александр Ласковский, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов. На конференции сообщили, что «Год Вайнберга» продлится до конца сезона 2019-2020 года.
Наибольшей популярностью пользуется первая опера Вайнберга «Пассажирка». Она идёт в Варшаве, Нью-Йорке, Детройте, Хьюстоне, Майами, Чикаго, Бергенце, Лидсе, Карлсруэ, Франфурте-на-Майне, Штутгарте. В Европе идут оперы «Портрет» и «Идиот». В России «Пассажирка» звучит на сцене «Новой оперы» в Москве и «Урал–опера–балет» в Екатеринбурге. «Идиот» — на сценах Большого и Мариинского театров.
Сегодня сочинения Вайнберга входят в репертуар выдающихся исполнителей: Гидона Кремера, Марты Аргерих, Юрия Башмета, Давида Герингаса, Андраша Шиффа, Никиты Борисоглебского, Сергея Крылова, Бориса Андрианова, Ивана Монигетти и многих других; камерных ансамблей, симфонических оркестров и дирижёров: Госоркестра им. Светланова (Владимир Юровский), БСО им. Чайковского (Владимир Федосеев), оркестра Берлинского Концертхауса (Томас Зандерлинг), «Sinfonia Varsovia» (Габриэль Хмура), оркестров Москвы, Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Омска, Ульяновска.
Программа «Года Вайнберга» охватывает всю территорию России: от Москвы до Красноярска, от Архангельска до Хабаровска. Записи его сочинений выходят на всемирно известных лейблах: Olympia, Naxos, Chandos, CPO, Claves и др.
Московская филармония представляет творчество Вайнберга в нескольких абонементах сезона 2019-2020 годов.
Ведущая роль в распространении информации и пропаганде музыки М. Вайнберга в России принадлежит газете «Музыкальное обозрение» и её главному редактору Андрею Устинову, ставшему Исполнительным директором программы «Год Вайнберга» в России».
В феврале 2017 г. газетой вместе с Большим театром и институтом искусствознания в Москве проведён международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение».
«Музыкальное обозрение» совместно с издательством «Композитор Санкт-Петербург» издаёт первое в истории собрание сочинений Моисея Вайнберга. Уже вышло 13 томов в 14 тетрадях. На 2020 год планируется выпуск ещё семи томов.
Аналогичное название имеет абонемент № 150 Московской филармонии, который совместно с газетой «Музыкальное обозрение» в трёх концертах в Камерном зале Московской филармонии представляет цикл камерной музыки Вайнберга. Автор и ведущий цикла – Андрей Устинов. В концертах абонемента творчество Вайнберга представляется в контексте наиболее близких композитору музыкальных культур. Первый концерт, состоявшийся 4 ноября 2019 года, назывался Вайнберг – Шопен и знаменовал родину Вайнберга Польшу.
Первое отделение началось интересным и глубоким вступительным словом Андрея Устинова, успешно избежавшего столь частого у ведущих многословия.
Затем Сергей Каспров – в сопровождении струнного квинтета Opensound Orchestra в составе: Станислав Малышев, Инна Зильберман (скрипки), Дарья Филиппенко (альт), Ольга Калинова (виолончель), Николай Горшков (контрабас) – исполнил Первый концерт Шопена для фортепиано с оркестром в авторской версии для фортепиано и струнного квинтета. Увы, эту претенциозную интерпретацию успехом Каспрова назвать трудно, особенно на фоне содержательного комментария Устинова.
Перед вторым отделением ведущий кратко и ёмко рассказал о жизни и судьбе Моисея (Мечислава) Вайнберга. Его квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели был исполнен удачнее, нежели шопеновский концерт в первом отделении, хотя исполнение фортепианной партии и здесь могло бы быть поинтереснее. В целом музыковедческо-литературная часть концерта была заметно интереснее его музыкальной части.
Второй концерт абонемента 22 января 2020 г. будет включать два фортепианных трио – Брамса и Вайнберга. Здесь Брамс – символ европейско-немецкой музыкальной культуры. Исполнители: Елизавета Миллер (ф-но), Станислав Малышев (скрипка), Ольга Калинова (виолончель).
В третьем концерте абонемента 17 марта 2020 года прозвучит музыка И. С. Баха, Шостаковича и Вайнберга. Кратко, но точно сказал Альфред Шнитке:
«Бах – это эпицентр музыки. К нему всё шло и из него всё вышло».
И не случайно в трагической кульминации в «Пассажирке» Вайнберг цитирует скрипичную Чакону И. С. Баха.
Значение общения Вайнберга с Шостаковичем невозможно переоценить. Дмитрий Дмитриевич был для него и наставником, и близким другом, и защитником. Шостакович не подавлял музыкальную натуру своего младшего коллеги.
А письмо в защиту арестованного Вайнберга в 1953 году иначе как безумной храбростью не назовешь. По-настоящему её могут оценить только те, кто жил тогда в СССР. В те времена люди переходили на другую сторону улицы – лишь бы не поздороваться с членом семьи репрессированного знакомого. Над страной висело мрачное облако всеобщего страха. Письмо в защиту арестованного требовало невероятного, отчаянного личного мужества.
Я эту атмосферу помню прекрасно. К моменту смерти Сталина мне было лет двенадцать, и я помню чемоданчик с вещами, стоявший в прихожей нашей квартиры на случай ареста. Горжусь смелостью моих родителей, которые в эти годы не прервали отношений ни с кем из их репрессированных друзей и даже помогали им чем могли. Более того: по просьбам некоторых друзей и отец, и мама ходили в приёмную прокуратуры просить о пересмотре их дел, вполне отдавая себе отчёт о возможных последствиях этих посещений.
А что уж говорить о «вегетарианских» позднесоветских временах. Как члены партии с более чем 50-летним стажем родители получали в те годы продуктовые спецзаказы – и ни разу не возразили, когда все продукты из них, которые поддавались пересылке, я отправлял в лагеря и в ссылку моим друзьям-диссидентам.
В программу третьего концерта войдут темы из «Гольдберг-вариаций» и «Искусства фуги» Баха, струнные квартеты № 10 Шостаковича и № 6 и Ария для струнного квартета Вайнберга. Исполнители – струнный квартет «Студия новой музыки» в составе: Станислав Малышев, Инна Зильберман (скрипки), Анна Бурчик (альт), Ольга Калинова (виолончель).
Владимир Ойвин