«Я приравниваю труд Ростроповича к самому высокому созиданию, к труду выдающегося ученого, или изобретателя, или поэта»,
– так отзывался о своем друге и выдающемся музыканте великий композитор Дмитрий Шостакович. Музыку в исполнении Мстислава Ростроповича по силе воздействия сравнивали с исповедью и проповедью одновременно. Музыкант был убежден: всякое существование на пределе – источник силы. И всегда утверждал нечто парадоксальное: «Неистовость и есть форма сохранения».
Сегодня со дня рождения легендарного музыканта исполняется 85 лет.
Виолончелист, дирижер, пианист, общественный деятель, Ростропович высаживался на лед в Арктике, шел горными тропами на Кубе, спасал леса Амазонки, направлял медицинское оборудование в детскую клинику и мечтал… о госпитале для больных детей.
«Человек утопического склада, он жил в своем мире, он хотел, чтобы всем было хорошо, чтобы все были здоровы»,
– рассказывает дочь Мстислава Ростроповича Ольга Ростропович.
Выпускник Московской консерватории, в 45 году Ростропович получил золотую медаль на Всесоюзном конкурсе музыкантов – исполнителей. После этого десятки наград, премий, званий. Среди них почётный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи. Пятикратный обладатель премии «Гремми», почётный доктор Гарвардского, Кембриджского, оксфордского университетов, Сорбонны. Трижды его называли человеком года во Франции, его объявляли Человеком года и в Америке, и в Германии.
«Мама никогда не любила награды, а папа с большим удовольствием их получал. Он считал, что наградами оценена его работа»,
– вспоминает дочь Мстислава Ростроповича Ольга Ростропович.
Ростропович исполнил практически все из того, что написано для виолончели. Шестьдесят композиторов посвятили ему свои произведения. Музыкант и гражданин, смело отстаивающий свою позицию. В 69 году Мстислав Ростропович и его супруга Галина Вишневская пригласили к себе на дачу опального в то время писателя Солженицына.
«Гостеприимство Славы и Гали спасло Александра Исаевича. Я не знаю, был ли пример в советское время, чтобы человек, который жил на вершине славы, успеха рискнул всем этим, писатель был опальный, с ним опасались дружить, а он позвал его в дом, на всю жизнь Александр Исаевич и я сохранили огромную благодарность»,
– отмечает общественный деятель, вдова А. Солженицына Наталья Солженицына.
В защиту Солженицына Ростропович написал открытое письмо Брежневу. После отмена концертов и туров, остановка записей, лишение советского гражданства. На Западе Ростропович в течение 17 сезонов был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, выступал с Бостонским, Лондонским симфоническими оркестрами.
«Когда слышу имя, появляется желание жить, творить, делать все, что делаю на самом высоком уровне – это то, чем занимался этот человек»,
– объясняет дирижер Дмитрий Юровский.
Жизнь Ростроповича была расписана на пять лет вперед, постоянные разъезды. Среди спутников – маленькая такса, которую маэстро брал с собой на репетиции, отправляясь на гастроли, не декларируя, проносил в самолет.
«У нас была замечательная собачка – маленькая такса, папа назвал ее Пукс – путь к социализму. В сумочке возил, тогда еще можно было провозить животных маленьких»,
– отмечает дочь Мстислава Ростроповича Ольга Ростропович.
Учитель – так музыканты говорят о Ростроповиче, его опыт перенимали и на мастер–классах, и слушая записи. Его творчество и сегодня вдохновляет. Во многом благодаря Ростроповичу появился этот необычный дуэт, где виолончель соседствует с баяном.
«Ростропович на гастролях был вынужден сыграть с баяном, так как не было фортепиано»,
– вспоминает виолончелист Борислав Струлев.
«В своей книге он написал, что баян лучше звучит с виолончелью, чем с фортепиано, вот что самое интересное»,
– отмечает баянист, композитор Айдар Гайнуллин.
Количество концертов Ростроповича доходило до двух сотен в год. И как близкие его не просили, он работал, не щадя себя. Потому что без музыки он – как цветок без воды.
Новости культуры