С 29 июля по 1 августа 2014 года балет и оркестр Большого театра России выступает в Центре исполнительских искусств города Саратога (США, штат Нью-Йорк).
Это первые гастроли Большого театра в истории города, в программе которых – балет Л. Минкуса “Дон Кихот”, а также ряд мастер-классов, которые дадут педагоги и солисты балета.
Перед первым спектаклем проукраинские активисты провели акцию, осуждающую политику России в отношении Украины.
Гастроли балета и оркестра Большого театра в Саратоге состоялось после двух недель, которые коллектив провел в Нью-Йорке в рамках ежегодного фестиваля Линкольн-центра. В Фишер-холле состоялись два концертных исполнения оперы Н. А. Римского-Корсакова “Царская невеста” под управлением Геннадия Рождественского, после чего в театре Дэвида Коха, также входящем в комплекс Линкольн-центра, коллектив показал три балета (“Лебединое озеро” П. И. Чайковского, “Спартак” А. Хачатуряна и “Дон Кихот” Л. Минкуса).
Все нью-йоркские выступление прошли с аншлагами, в целом спектакли Большого театра в Линкольн-центре увидели чуть менее сорока тысяч человек.
Не все рецензии на выступления Большого театра оказались положительными. В частности, сомнения у критиков вызвала постановка “Лебединого озера” – версия балета Чайковского, более двадцати лет поставленная в Большом театре балетмейстером Юрием Григоровичем в оформлении Симона Вирсаладзе. Эта постановка входит в программу почти всех балетных гастролей Большого театра.
Тем не менее, реакцию зрителей на всех спектаклей нельзя описать иначе, как “восторженную”. Следует отметить, что гастроли в Нью-Йорке не сопровождались какими-либо антироссийскими акциями. По этому поводу руководитель балетной труппы, Сергей Филин, сказал:
– Прием невероятно горячий. Американская публика очень искренне принимает нас, по-доброму, позитивно и справедливо реагируя на выступления всех наших артистов. Была ли у нас тревога, боялись ли мы возможных провокаций? Нет! И столкнулись мы в Нью-Йорке не с провокациями, а с любовью, восторгом и обожанием.
Центр исполнительских искусств в Саратоге является летней площадкой – сцена, оркестровая яма и зрительный зал располагаются под навесом, но стенами обнесены только сцена и оркестровая яма. Зал насчитывает порядка пяти тысяч мест, кроме того, около трех-пяти тысяч зрителей могут наблюдать за спектаклем с холма, который располагается за “официальным” зрительным залом.
На спектаклях 29 и 30 июля зрители заполнили весь зал, а из-за его пределов спектакль смотрели, по приблизительным оценкам, еще 2-3 тысячи человек. Таким образом, предполагается что в Саратоге спектакли Большого театра увидят еще как минимум 30,000 человек. После первого спектакля состоялся фейерверк, который длился около 15 минут.
Саратога – небольшой город на севере штата Нью-Йорк. Его полное название – Saratoga Springs, первые поселения здесь принадлежали группе индейских племен, известных как Ирокезы, которые оценили пользу источников минеральной воды, существующих в Саратоге во множестве до сегодняшнего дня. Благодаря этому Саратога является популярным курортом. Кроме того, в городе расположен самый старый и до сих пор очень популярный ипподром.
В середине XX века здесь любил отдыхать выдающийся балетмейстер Джордж Баланчин, который предложил городу построить летний театр, что и было сделано. С семидесятых годов XX века и до сегодняшнего дня Центр исполнительских искусств Саратоги является летней резиденцией Американского балетного театра, который создал Джордж Баланчин.
Перед первым выступлением Большого театра в Саратоге, которое состоялось 29 июля, несколько (около двадцати) активистов провели антироссийскую акцию, которая была организована Украинским конгрессом региона Capital district (принятое название нескольких областей на севере штата Нью-Йорк).
Протестующие стояли с самодельными плакатами, на которых были написаны антироссийские лозунги, и раздавали соответствующие листовки. Они сообщили, что не имеют ничего против балета Большого театра, как такового, однако предполагают, что гастроли Большого театра могут быть пиар-ходом, которые преследует цели придать российской власти “человеческое лицо”.
Кроме того, протестующих беспокоило, куда идет прибыль от гастролей. По их мнению, заработанные Большим театром деньги вернутся в экономику России и будут использованы для финансирования агрессии против Украины.
Руководитель акции, Андрий Баран, сказал, что полицейские приказали им оставаться в пределах ограниченной площадки, которая была расположена примерно в 150 метрах от входа на территорию Центра исполнительских искусств Саратоги.
Помимо демонстрации плакатов и раздачи листовок, активисты собирали деньги на медикаменты для украинских солдат. По их словам, набор медикаментов для одного солдата стоит сто долларов. Вместе с другими группами активистов, работающих в других городах, активисты Саратоги рассчитывают собрать деньги, достаточные для приобретения 10,000 таких наборов.
Протестующие планируют проводить свою акцию перед всеми четырьмя выступлениями Большого театра в Саратоге. Зрители, пришедшие на спектакль, обращали внимание на акцию, но спешили ко входу.
Житель Саратоги Джонах Гроган, пришедший на спектакль во вторник, 29 июля, прокомментировал акцию так:
– Люди имеют право делать то, что им хочется – если им нравится.
ClassicalMusicNews.Ru