Дэвид Гарретт снова в Москве.
Этого триумфального концерта ждали многие меломаны, для которых встреча с легендой мировой скрипки – Дэвидом Гарреттом, стала подлинным откровением.
В Концертном зале им. Чайковского – анлшаг, билеты были раскуплены еще задолго до приезда немецкого артиста. Скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт (Германия-США) давно уже сводит с ума публику всего мира своей харизматичной игрой и великолепным звуком.
Он не боится сценических экспериментов. Нестандартные концертные программы Гарретта на стыке классики и смешанного стиля crossover, пользуются огромным успехом во всем мире.
Карьеру солиста Дэвид начал с 10 лет, а в 13 стал самым молодым музыкантом, заключившим эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon. С момента выхода первого «кроссовер»-альбома “Virtuoso” (2007), Гарретт постепенно устанавливает новые стандарты как на классической сцене, так и на стыке и смешении стилей. Альбом «Legacy» (2011) с записью Скрипичного концерта Бетховена с Королевским филармоническим оркестром под управлением Иона Марина вошёл в Media Control Charts под номером 6 (высшее место, которое когда-либо занимал в Германии диск классической музыки).
В октябре 2013 года вышел фильм «Скрипач дьявола», в котором Гарретт исполнил роль Паганини: уникальный случай в истории кино, когда один и тот же человек создаёт образ Паганини – человека и музыканта.
В России Дэвид Гарретт был много лет назад по приглашению Михаила Плетнева, он тогда играл вместе с Российским национальным оркестром. Крепкие узы дружбы роднят немецкого скрипача и с еще одним представителем отечественной музыкальной школы – маэстро Владимиром Спиваковым.
Именно с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова Дэвид Гарретт исполнил вчера Концерт для скрипки с оркестром И. Брамса. Музыкант превосходно чувствовал форму сочинения, играл полетным романтическим звуком на уникальной скрипке Страдивари, изготовленной в 1716 году и принадлежавшей известному американскому скрипачу Адольфу Бушу.
Для Владимира Спивакова это уже не первая встреча с Дэвидом Гарреттом. Не так давно они гастролировали в совместном немецком турне Национального филармонического оркестра России.
Владимир Спиваков:
«Концерт меня удивил тем, что все залы в Германии были переполнены, у него большое имя там. Дэвид вел этот концерт, предваряя свою игру забавными историями, и публика чутко реагировала на это. У него такая аккупунктурная связь с немецкой аудиторией. Он знает точно, на какие точки в необходимый момент нужно нажать.
В этот раз мы вместе подготовили Скрипичный концерт Брамса. У нас не возникало никаких дискуссий, мы прекрасно друг друга чувствуем. Дэвид – человек способный импровизировать и ощущать новые идеи»
В свою очередь для Дэвида Гарретта вдвойне приятно выступить на филармонической сцене российской столицы после долгих лет перерыва.
Дэвид Гарретт:
«Я рад снова быть в Москве, в этом замечательном городе с культурными традициями. У меня есть опыт совместных выступлений с маэстро Спиваковым. Мы играли вместе с его оркестром в Германии. Я солировал тогда в Скрипичном концерте Бетховена.
Оркестр Владимира Спивакова превосходный. Музыканты там крайне хорошо подготовлены. Я очень доволен звуком, между нами происходит семейная дружественная атмосфера общения»
Выбор одного из самых сокровенных произведений музыкального романтизма Дэвиду Гарретту принес очередное вдохновение.
Дэвид Гарретт:
«Когда в ваших руках особенный инструмент, это очень много значит, особенно если вы исполняете такое объемное произведение как Скрипичный концерт Брамса. Сейчас у меня такой творческий период, когда я сфокусировал свое внимание на творчестве этого композитора: после Скрипичного концерта я планирую сыграть три сонаты Брамса для скрипки и фортепиано»
Накануне своего выступления в московской филармонии состоялась встреча Дэвида Гарретта с российскими журналистами. Имея колоссальный опыт обучения у таких мэтров скрипки как Захар Брон, Исаак Стерн, Ида Гендель и Ицхак Перлмана, Гарретт высоко отозвался о российской скрипичной школе и в частности отметил:
«Безусловно, русская традиция оказала на меня влияние в Германии, когда я еще учился. Я слушал записи Ойстраха, Хейфеца, Мильштейна – это мои любимые исполнители.
Я очень ценю русскую скрипичную школу. Она отличается своей выразительностью и страстным подходом к игре, что особенно отражается в романтической музыке, в частности в концертах Брамса, Мендельсона, Бруха и Шумана.
Нити русской скрипичной школы связывают меня с моим любимым и дорогим педагогом Захаром Броном, у которого я брал уроки игры на скрипке с 6 до 11 лет. Сочетание глубокой эмоциональности и виртуозности в игре – синтез вот этих обеих сторон существенно отличает русскую скрипичную школу от других исполнительских традиций»
Дэвид Гарретт поставил ясную цель: приобщать молодых людей к серьёзной классической музыке, пробуждать любовь к ней посредством синтеза классики с элементами поп, рок-музыки и ритм-н-блюз. Таким образом, он следовал своим кумирам — великим виртуозам, от Паганини до Крейслера и Хейфеца, которые, по мнению Дэвида, шли в своём творчестве схожими путями:
«Я всегда себя воспринимаю, прежде всего, классическим музыкантом. Правда, иногда у людей может сложиться неправильное восприятие, когда я занимаюсь другими проектами, но в конечном итоге для меня классическая музыка и качество ее исполнения стоят во главе угла.
Я стремлюсь своими концертами как можно больше привлекать людей к классике. Каждый артист принимает для себя решение, что он будет делать, чтобы завоевать аудиторию. И у каждого художника это может быть что-то свое и неповторимое. Но я не стал бы рекомендовать заниматься тем, чем занимаюсь я, потому что для меня это было моим личным решением, мне это интересно, я получаю от этого удовольствие и чувствую себя самим собой. И все, что я делаю за пределами классической музыки обращено к привлечению разных поколений, чтобы молодежь больше тянулась к классике.
Я люблю выступать перед молодежью в стиле кроссовер, но не забываю и о классике. Эти сочетания мне импонируют. И все-таки я считаю себя классическим музыкантом. Просыпаясь каждое утро, я постоянно упражняюсь на этюдах на разные виды техники, пьесах Баха, каприсах Паганини.
Талантливых людей очень много. Врожденный внутренний инстинкт, чем бы вы не занимались: живописью, поэзией, литературой, имеет очень большое значение. Однако, без дисциплины не будет результата, и упорный труд здесь играет весомую роль. Я не считаю так, что у меня все складывалось идеально в то время, когда я осваивал игру на скрипке, будучи еще ребенком. Ведь скрипка не самый простой инструмент. Мои родители привили мне дисциплину, как следует заниматься на скрипке. И хотя в то время мне это не всегда нравилось, сейчас я им очень благодарен за те драгоценные моменты»
Наряду со Скрипичным концертом И. Брамса в программе вечера также прозвучала Пятая симфония П. И. Чайковского, которую Владимир Спиваков и музыканты Национального филармонического оркестра России посвятили предстоящему юбилею великого русского композитора.
Ну а Дэвид Гарретт тем временем отправится в Италию. В Турине и Неаполе он исполнит Скрипичный концерт И. Брамса. Вслед за этим музыканту предстоит месячный тур по городам Германии и Франции с камерной программой из сочинений И. Брамса. В ансамбле с Дэвидом Гарреттом будет играть французский пианист Жюльен Квентин.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru