«У мужчины музыка должна высекать огонь из души»,
– считал Людвиг ван Бетховен.
Бессмертные произведения классика прозвучали на сцене Большого зала Московской консерватории в исполнении пианиста Николая Луганского.
Вместе с ним высекал огонь из душ слушателей маэстро Владимир Спиваков, который встал за дирижёрский пульт Симфонического оркестра Московской консерватории.
Владимир Спиваков и Николай Луганский – музыканты, о которых говорят, что они – золотой фонд Московской консерватории. Этот концерт-посвящение адресован альма-матер. Годы учебы для каждого из них – одни из самых дорогих воспоминаний.
«Было святое время! Достаточно вспомнить, как из лифта выходили Генрих Нейгауз, Ойстрах, Глиэр, Ростропович. Мы ходили по классам у Нейгауза, узнавали о Ницше, Шопенгауэре. У Глиэра мы слушали и понимали, как играть романтическую музыку»,
– рассказал народный артист СССР Владимир Спиваков.
Николай Луганский стал посещать консерваторию, еще учась в Центральной музыкальной школе. Потом студенческие годы, аспирантура, а с 1998 года он преподает в консерватории. Луганский – из тех музыкантов, кто сумел сохранить романтическое восприятие альма-матер.
«Музыка начинает звучать в воздухе, когда вы подходите к памятнику Чайковскому, вы чувствуете, что здесь есть музыка»,
– отметил Николай Луганский.
В этот вечер монопрограмма – сочинения Бетховена. Исполнить в честь юбилея Московской консерватории Четвертый концерт для фортепиано с оркестром – это была идея Николая Луганского. Сложнейший концерт он выучил, еще когда был студентом.
«Четвертый – самый особенный, самый необычный и самый уникальный для Бетховена. Здесь нет места конфликту и даже агрессии, которые есть в его музыке, здесь удивительное приятие мира – человек находится в гармонии с миром, удивительная музыка»,
– сказал Николай Луганский.
Владимир Спиваков идею монопрограммы поддержал и добавил Седьмую симфонию Бетховена. В этот вечер маэстро встал за пульт Симфонического оркестра Московской консерватории.
«Многому пришлось учить оркестр. Бетховен требует дисциплины и штриховой интонации, ритмической, звуковой. Пиано Бетховена – это не пиано Моцарта. Фраза Бетховена – это не фраза Шуберта»,
– подчеркнул маэстро Спиваков.
В консерватории говорят, что такой мастер-класс для молодых музыкантов – опыт бесценный.
В альма-матер не теряют надежды, что когда-нибудь Владимир Спиваков станет профессором Московской консерватории.