Большой театр представил первую премьеру сезона – оперу Чайковского «Орлеанская дева» в концертном исполнении.
За дирижерским пультом дебютировал назначенный в феврале на пост музыкального руководителя дирижер Туган Сохиев.
«Орлеанская дева», опера в четырех действиях, написанная Чайковским на собственное либретто по драме Шиллера в переводе Жуковского, не театральный хит.
Скорее всего, из-за того, что сочинение близко к большому ораториальному стилю, и посему – это идеальный выбор именно для концертной версии. Хотя среди персонажей – король Франции Карл VII и его любовница Агнесса Сорель, менестрели, шуты и палачи, цыгане и воины.
Но до настоящего момента знаменитая героиня Франции, бившаяся против английских захватчиков в ходе Столетней войны, но чей мистический подвиг в опере, как и в реальности, был не понят даже самыми близкими людьми (отец героини Тибо свою дочь Иоанну обвиняет в колдовстве), лишь однажды появлялась на сцене Большого театра.
Почти четверть века назад за постановку этой оперы брался великий Борис Покровский. Тогда в заглавной партии блистала замечательная Маквала Касрашвили.
Ныне эта роль стала бенефисом и дебютом в Большом одновременно для Анны Смирновой – выпускницы Московской консерватории, начавшей свое победоносное шествие по лучшим оперным сценам мира уже в 2007 году с миланской La Scala, потом последовали все остальные вплоть до нью-йоркской Metropolitan. Певица облает эффектным полнозвучным голосом, очень подходящим для этой партии, требующей уникального диапазона и богатой тембральной наполненности.
Впрочем, эмоционально образ у Анны, для которой эта работа первая(!) в русском репертуаре, получился несколько однообразным: этакая воительница – валькирия, не открывающаяся любовной страсти.
А межу тем, Иоанна без памяти увлечена врагом – бургундским рыцарем Лионелем, и романтическая линия сюжета делает оперу еще более трагичной. Кстати, в партии Лионеля был беспримерно хорош баритон Игорь Головатенко. Остальные солисты не избежали вокальных ошибок и не проявили запоминающейся актерской индивидуальности.
Зато впечатляющей оказалась работа Тугана Сохиева с хором, у которого, редкий случай, было понятно каждое слово, и с оркестром, звучащим мощно и красиво. Жаль только, что стройность игры оркестра порой нарушали медные духовые.
В финале трехчасового исполнения Туган Сохиев выглядел скорее усталым, нежели счастливым. Хотя в зале витало ощущение успеха и предчувствие новой полнокровной творческой жизни Большого театра.
Маэстро Сохиев вновь встанет за дирижерский пульт уже в ноябре, когда в афише появится «Богема» Пуччини, потом в январе будет «Травиата» Верди и под занавес сезона, в июле премьера главного оперного шлягера – «Кармен» Бизе.
Туган Сохиев, музыкальный руководитель Большого театра:
“Когда приходит в коллектив новый человек, всегда есть какая-то настороженность. Должно пройти некоторое время, чтобы мы начали понимать друг друга, доверять. «Орлеанская дева» – мой выбор. Я давно мечтал исполнить эту замечательную оперу.
Я очень люблю музыку Чайковского, с большим трепетом отношусь к его партитурам. И пытался максимально точно почувствовать и понять то восхищение Жанной д’Арк, которое присутствовало у Чайковского. Надеюсь, эта работа задаст правильный старт…
Например, в оркестре сто человек, и каждого может быть свое мнение на счет интерпретации той ли иной музыкальной фразы, а дирижер как раз тот человек, кто все происходящее приводит к общему знаменателю. Я считаю, на дирижере лежит вся ответственность за спектакль от первой до последней ноты.
Мария Бабалова, “Вечерняя Москва”