Галина Павловна Вишневская отмечает юбилей. Она получила поздравления от президента России, председателя правительства и Патриарха всея Руси.
Она давно объявлена царицей оперной сцены. Но данная ей власть во многом превосходит возможности венценосных особ. Ведь ей дано исполнять нематериальные желания.
Желания публики, которая грезит о высоком искусстве и исполнительском мастерстве. Желания исполнителей, которые мечтают овладеть этим мастерством.
А потому и почитание, и преклонение, адресованные ей, глубоки и искренни, и о таких, наверняка, в тайне мечтают многие законные коронованные особы.
Все, что происходит здесь, в этом зале, для самой Галины Вишневской примадонны. Специально в Москву на день рождения любимой бабушки и мамы прилетели ее дочери и внуки, так что свой день рождения Галина Павловна встречает в кругу любимых людей.
За полчаса до начала Галина Павловна приехала в концертный зал Чайковского. Как всегда роскошная, в безупречном вечернем туалете и, как всегда, в тонусе. На этот концерт поклонники Вишневской запасались билетами задолго. Такого количества цветов здесь давно не помнят. За кулисами даже примы Большого театра волновались перед выходом, как в первый раз. Ведь поют в этот вечер для самой Вишневской. Галина Павловна появилась в зале под полонез из «Евгения Онегина».
С партии Татьяны начинала и закончила свою карьеру. Последний раз спев, Вишневская легла на сцену, прощаясь со своей сценической жизнью. В этот вечер она снова подняла зал, заставила бисировать…впрочем, так было всегда. Эти кадры уже давно история.
На них Мстислав Ростропович вспоминает, как впервые увидел женщину, ставшую его музой и судьбой. Она была постоянно в центре внимания на сцене и в жизни. Когда пела партии, по-настоящему проживала жизнь героинь, и всякий раз была разной, той Вишневской, о которой сейчас говорят – эталон.
«На эту красоту попадал артистический темперамент, когда такой темперамент раскрывается у такой красивой женщины, то мужская половина зала млеет от восторга»,
– говорит дирижер Владимир Минин.
Все участники этого концерта – большие поклонники певицы. Солистка Большого Марина Лапина познакомилась с Вишневской в лихих девяностых, после ее возвращения из вынужденной эмиграции. Но первое потрясение от голоса Вишневской Лапина испытала в детстве, когда девочкой увидела фильм «Катерина Измайлова».
«Была трагедия такой красивой женщины, я поняла, что это страдание, темперамент»,
– рассказывает солистка Большого театра Марина Лапина.
Этот вечер – признание в любви. И каждому, кто выходил на сцену, было что сказать. У каждого из них своя Галина Вишневская.
У Людмилы Монастырской автобиографическая книга «Галина» до сих пор настольная. Когда поступала в консерваторию, на вопрос, кто для вас образец оперной дивы, без запинки ответила: «Галина Вишневская». А сила воли и бойцовский характер до сих пор восхищает Монастырскую.
«Голос в нашей профессии 30 процентов. Это целый комплекс. Я осознавала уже в 18 лет»,
– считает Людмила Монастырская.
Сама Галина Вишневская для себя давно определила главное правило, которому уже девять лет учит и своих студентов. Всю жизнь на сцене надо вкалывать. Даром ничего не дается. И это правило ее ученики приняли как аксиому.