Второй год подряд Геннадий Рождественский не ограничивает свой московский сезон, как прежде, двухнедельным фестивалем-абонементом.
Помимо еще не завершенного цикла “Мозаика” маэстро дал концерт памяти Льва Оборина и выступил с Национальным филармоническим оркестром России (НФОР).
Сегодня в Большом зале консерватории маэстро дирижирует музыкой балета Глазунова “Раймонда”, а в воскресенье представляет органные мессы Гайдна и поздние сочинения Стравинского, прежде не звучавшие в России.
В планах дирижера также программа памяти Николая Аносова и “Леди Макбет Мценского уезда” в Большом театре.
В последние годы Геннадий Рождественский выступает в Москве исключительно с Государственной академической симфонической капеллой России (художественный руководитель – Валерий Полянский). Редким исключением стало прошлогоднее появление за пультом оркестра Большого театра в день столетия Шостаковича.
О причинах подобного постоянства маэстро рассказывал в интервью “Газете”:
“Я постоянно выступаю с Симфонической капеллой России, так как считаю этот коллектив одним из лучших (а может быть, и лучшим) в Москве.
Оркестр и хор Полянского поставлены в невыносимые условия (низкая заработная плата, ужасное репетиционное помещение), что, естественно, ставит под угрозу существование великолепного коллектива. У меня, естественно, есть интерес к другим отечественным оркестрам, но, к сожалению, у их руководителей отсутствует интерес по отношению ко мне”.
За прошедшее время произошли перемены: капелла получила грант правительства, а Рождественский принял приглашение НФОР выступить вместе с коллективом на открытии сезона (дирижер дебютировал не только за пультом этого оркестра, но и в Доме музыки).
Яркая программа из сочинений Сибелиуса, Шнитке и Сен-Санса показала, что постоянный альянс Рождественского и НФОР обещал бы многое. Однако пока эксперимент не получил продолжения, и маэстро предпочитает осуществлять цикл “Мозаика” с преданными ему музыкантами капеллы.
У этого достойного коллектива нередки удачные концерты. Дорогого стоит уже недавний успех на фестивале “Пражская осень” (см. номер “Газеты” от 21 сентября), однако сказать, что капелла уверенно обосновалась в первом эшелоне, было бы преувеличением. Поэтому предугадать, каким окажется очередной ее вечер, можно не всегда, даже если за пультом такой блестящий мастер, как Геннадий Рождественский.
В отличие от предыдущих филармонических абонементов дирижера, у “Мозаики” нет какой-либо объединяющей идеи. Три монографические программы, посвященные Шуману, Бриттену и Глазунову, плюс четвертая с Гайдном и Стравинским. Из них прозвучали пока две.
Были обещаны фирменные комментарии Рождественского, однако Бриттену предшествовал лишь краткий, хотя и содержательный, рассказ маэстро о встречах с композитором, Шуман же вовсе обошелся без преамбулы. Возможно, она бы оживила исполнение оратории “Странствие розы”, представляющей собой целый час абсолютно гладкой и ровной музыки без единого взрыва или всплеска, сыгранной и спетой столь же ровно. При всем глубочайшем уважении к маэстро этот концерт трудно не назвать одним из самых скучных, которые приходилось посещать когда-либо.
Впрочем, совесть отчасти успокаивают слова Рождественского из книги “Треугольники”:
“Шуман совершенно не владел оркестром. Его партитуры (откройте любую!) суть не что иное, как корявые переложения “на оркестр” гениальной фортепианной музыки”.
Гораздо удачнее дело обстояло с Бриттеном, одним из самых дорогих Рождественскому композиторов; из четырех прозвучавших сочинений выделим два. “Морские интерлюдии” из оперы “Питер Граймс”, завершившие концерт, возможно, единственный номер вечера, где возник настоящий контакт между дирижером и оркестром, где музыка захватывала, а не просто вызывала интерес.
Великолепный фортепианный концерт, напротив, продемонстрировал отличное взаимопонимание маэстро с солисткой Викторией Постниковой. Об оркестре при этом словно забыли, отчего особенно пострадала вторая часть, весь юмор которой ушел в песок и не был обыгран.
Илья Овчинников, “Газета”