В эти октябрьские дни знаменитая музыкальная подпись Дмитрия Шостаковича – его монограмма DSCH – звучит часто.
Во всём мире отмечают 110-летие со дня рождения композитора. Ему посвящают выступления многие исполнители.
Скрипач Вадим Репин, музыканты Российского национального оркестра и дирижер Александр Сладковский решили юбилей Шостаковича отметить исполнением его Первого скрипичного концерта. Сочинения, в котором композитор впервые использовал свою монограмму.
Вундеркинд, ставший одним из лучших музыкантов мира. Вадим Репин за сценой снова и снова повторяет сложные фрагменты из первого концерта Шостаковича.
«Произведение совершенно уникальное, оно идеальное, оно совершенно бездонное и в плане эмоциональном, и как написана партитура, и каждый раз, когда открываю её, огромное количество каких-то новых вещей открывается, и причем открываются они каким-то образом эмоционально»,
– признаётся скрипач.
Сам Шостакович писал этот концерт, не надеясь на его исполнение, в один из самых сложных моментов своей жизни. В 1948-м вышло постановление «Об опере Мурадели «Великая дружба». В нем обвинениям в формализме в музыке подвергли и Дмитрия Дмитриевича. Концерт впервые был исполнен лишь в 1955-м, уже во второй редакции.
Вадим Репин играет концерт с 14 лет. Говорит, чтобы исполнить сложнейшее сочинение, пришлось придумывать разные исполнительские трюки.
«Если говорить сугубо о физической части игры на инструменте – это как игра в тенис. Если ты играешь первые четыре-пять геймов и со всей силы, что есть, бьёшь по мячу, то через очень короткое время ты устанешь, и в тебе не останется никаких сил. Для этого нужна техника»,
– подчеркивает Вадим Репин.
Концерт Шостаковича – испытание не только для солиста, но для всех исполнителей, уверен Александр Сладковский. С Вадимом Репиным маэстро играл не раз, поэтому на сцене они понимают друг друга с полувзгляда.
«Он знает музыку и всю партитуру абсолютно фантастически, он только телом подсказывал нюансы, краски, что бы он хотел от оркестра. Ну, это лепится молниеносно, когда понимаешь, зачем мы все встретились»,
– говорит дирижер.
Прозвучавшая во втором отделении Вторая симфония Рахманинова особенна для Александра Сладковского. С ней он стал лауреатом Международного конкурса дирижеров имени Прокофьева. И ее же слушал в день своего 33-летия – на одном из последних концертов Евгения Светланова.
«Я был вместе с мамой, мы сидели и рыдали на хорах в Петербургской филармонии. Это было незабываемо. Она была в день моего рождения рядом. А вчера я свою маму похоронил. И сегодня я буду играть эту музыку её светлой памяти. Мое 33-летие было очень давно, но ощущение, что было только вчера»,
– делится Александр Сладковский.
Два сочинения русских композиторов, сыгравших такую важную роль в судьбах музыкантов. Концерт Шостаковича, исполнять который для Вадима Репина – счастье. И Вторая симфония Рахманинова, с которой у Александра Сладковского связано так много воспоминаний. У слушателей тоже был шанс услышать в этой музыке что-то своё.