В Самарском театре оперы и балета 26 декабря состоялся вечер одноактных опер под общим названием “Любовь на троих”. На этот раз театр представил оперу-буфф Дж. Перголези “Служанка-госпожа” и оперу Дж. Менотти “Телефон, или Любовь на троих” в постановке главного режиссера Михаил Панджавидзе.
Сюжет оперы довольно прост. Молодая служанка Серпина настолько вольно ведет себя в доме господина, доктора Уберто, что, кажется, уже не она, а он – ее личный лакей. В конце концов Серпина, прибегнув к хитрости, женит господина на себе и впрямь становится госпожой.
Речитатив в опере соединяется с ариями, которые в новой постановке исполняются на итальянском языке. Для того чтобы самым непонятливым стало все ясно, режиссер дал слово персонажу, изначально не имевшему голоса, – слуге Веспоне. Именно слуга перед началом каждой арии излагает краткое ее содержание – правда, путаясь и сбиваясь и смазывая окончательно и без того небрежно сделанный спектакль.
Небрежность и бедность спектакля, похожего, скорее, на домашнюю инсценировку, сквозит во всем: Умберто (Ренат Латыпов) одет в полосатую пижаму, а его голову украшает носовой платок с узелками на концах, на Серпине (Наталья Бондарева) – коричневое короткое платье, отчего она выглядит и как горничная из дешевого отеля, и одновременно как школьная техничка. Умберто, желая шоколада, перебирает приплюснутые, потертые коробки из-под конфет, словно перед тем они побывали в стопке с макулатурой. И в конце концов главный минус – небрежное и неровное исполнение солистами своих арий.
В итоге часовой комический спектакль для зрителя превращается в многочасовую муку. И невольно на ум приходит мысль, что театр решил взять не качеством, а количеством. Ведь всего лишь два месяца назад состоялась премьера трех других комических опер Моцарта, Гайдна и Чимарозы. Стоит ли так часто баловать зрителя редко исполняемыми произведениями? Может, его стоит немного потомить?
Вторым спектаклем вечера стала опера-буфф “Телефон” американского композитора Дж.Менотти. Опера написана в 1947 году. В самарском театре ее исполнили впервые. И вот тут можно было бы и порадоваться бархатному, свободно льющемуся голосу нового солиста Владислава Куприянова, который исполняет партию Бена, артистичности Ирины Янцевой в роли Люси, но вечер, как уже говорилось, изначально не задался.
Одним из персонажей оперы, как нетрудно догадаться, является телефонный аппарат. Именно его бесконечные звонки отвлекают от разговора Люси, а влюбленный в нее Бен никак не может сделать ей предложение. В конце концов он сам звонит ей по телефону и задает единственный вопрос: выйдет ли она за него замуж.
Начало спектакля вызывает ассоциации с кинематографом 1950-х: под бодрую музыку на экране сменяют друг друга титры с именами исполнителей. На заднике и шторах даются проекции черно-белых снимков Лондона, и Владислав Куприянов появляется перед зрителем эдаким англичанином в клетчатом шарфе, который очень ему к лицу. И все бы ничего, но режиссер решил добавить красок, нарядив того же Юрия Проскурякова в костюм-телефон розово-лимонного цвета. Получился симбиоз комической оперы, клоунады и, кажется, елочного представления.
Татьяна Богомолова, “Волга-Ньюс”