В столице завершился XVII Московский Рождественский фестиваль духовной музыки.
Из года в год художественный руководитель смотра Владимир Спиваков вместе с известными симфоническими и хоровыми коллективами представляет выдающиеся произведения разных эпох, национальных школ и церковных традиций. На заключительном концерте фестиваля в Доме Музыки побывала Маргарита Масленникова.
Позади – 7 концертов фестиваля. На протяжении двух недель в Доме музыки звучали сочинения Чеснокова, Голованова, Рахманинова, Свиридова, Кюи, Гайдна, Баха.
Для закрытия смотра маэстро Спиваков выбрал Чайковского и Сен-Санса – композиторов, которые были лично знакомы и восхищались творчеством друг друга.
Чайковский говорил о Сен-Сансе как о редком представителе «идеи прогресса в музыке», а французский композитор считал своего коллегу «самым кротким и самым приветливым из людей».
Программа заявленного концерта была не так проста для восприятия. Пятая симфония Чайковского – сочинение трагическое, созданное композитором в момент глубоких раздумий о главных вопросах бытия.
«Я впервые услышал симфонию Чайковского в Ленинграде, в Ленинградской филармонии, когда мне было 12 лет, и дирижировал Мравинский, а записал я ее, когда мне исполнилось 70 лет, понимаете! Можно сказать, «люди, годы, жизнь», цитируя Эренбурга. То есть с этим сочинением я живу все время, я туда вложил очень много всего»,
– признается народный артист СССР Владимир Спиваков.
Другое сочинение, прозвучавшее на концерте, «Реквием» Сен-Санса.
«Музыка, которая заставляет и зрителя и солистов задуматься о своей жизни»,
– говорит сопрано Анна Аглатова. Кстати реквиемы и мессы – любимый жанр оперной певицы.
«Его хочется спеть как можно красивее, и пробивает на слезу. Как-то эмоционально всегда очень сложно. Любое духовное произведение требует того, чтобы мы понимали, в первую очередь, о чем поем. Когда начинаешь понимать, конечно, слезы мешают»,
– говорит солистка Большого театра Анна Аглатова.
Среди партнеров у Аглатовой в этот вечер – бас Олег Цыбулько. Вместе они не раз выходили на сцену Большого театра.
«По сравнению с оперой, так как мы чаще исполняем оперу, для реквиема нужно свое видение. Это поется больше для себя»,
– объясняет оперный певец Олег Цыбулько.
Закрытие фестиваля – не только повод послушать духовную музыку в исполнении выдающихся музыкантов, но и уловить уходящий дух праздника Рождества.
Пока зрители фотографируются в фойе на фоне елки, которую вот-вот уберут, маэстро Владимир Спиваков у себя в кабинете уже работает над программой следующего – восьмого по счету фестиваля.
Маргарита Масленникова, Новости культуры