На этой неделе исполнилось 100 лет со дня рождения Георгия Свиридова, чья музыка – это глоток родниковой воды.
Такую метафору предложил коллега и современник Свиридова, Валерий Гаврилин:
«Мне хочется сравнить Свиридова с чем-то очень простым и удивительным. Пусть он будет у меня не океан, куда впадают реки с громкими именами. Пусть он будет лесной ручей, питаемый безвестными подземными ключами. И если какой-нибудь усталый путник, случайный прохожий набредёт на него, ручей доставит жаждущему нечаянную радость и напоит его влагой, какую он не будет пить ни в каком другом месте…».
Впрочем, и гремящие водопады, и бурлящие на порогах горные реки Свиридов тоже создавал. Его музыка обширна. Как и количество концертов, которые состоялись в день 100-летия композитора.
Московская филармония отмечать юбилей начала еще в позапрошлом сезоне. Концерты-посвящения Георгию Свиридову шли в разных залах, будто готовя зрителя к кульминации. Главным событием этого долгого празднования стал концерт в Зале имени П. И. Чайковского.
Эту одну из самых известных мелодий в России, сюиту «Время, вперед!», ставшую заставкой к программе «Время» и символом эпохи, Георгий Свиридов написал всего за час, хотя на создание шедевра зачастую тратил несколько лет. К музыкантам композитор был требователен без меры, мог даже отменить концерт, если не получалось добиться идеального звучания. Большинство его произведений первым исполнял Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. Этот коллектив Свиридов считал одним из лучших оркестров.
«Идешь на улице и слышишь, как какой-нибудь мальчик или девочка играет на баяне Свиридова. Спрашиваешь: девочка, а ты что играешь? “Я не знаю, но я знаю, что эта музыка любима народом”. Вот это такая оценка. В мире очень мало композиторов, которых играют на улице»,
– отмечает Владимир Федосеев.
Симфоническое наследие Георгия Свиридова небольшое. Маленький триптих – одно из немногих сочинений. Его в этот вечер одновременно играли в нескольких залах. В Большом театре это произведение тоже звучало – в исполнении симфонического оркестра и хора театра. Дирижировал Александр Ведерников, для которого Свиридов с детства был кумиром.
«Меня поражает масштаб этой фигуры. Это мыслитель, знаток искусства, литературы, живописи»,
– говорит дирижер Александр Ведерников.
Композитор был очень замкнутым, скрытным человеком, многое писал «в стол». Поэтому до сих пор, спустя 17 лет после его смерти, обнаруживаются все новые сочинения. Некоторые в эту среду прозвучали в Большом зале консерватории.
«Он сам когда-то записал на не самую современную технику. Он пел сам, играл, и его записали. Мы расшифровали его записи, и сегодня представляем произведения, которые на сегодняшний день не нотированы»,
– поясняет организатор концерта, заслуженная артистка России Елена Савельева.
В этот юбилейный день концерты-посвящения Георгию Свиридову шли не только в Москве. В разных городах России звучала музыка композитора, сумевшего ускорить время.