В Северной столице открылась выставка, посвященная 70-летию руководителя Петербуржского академического театра балета Бориса Эйфмана.
Экспозиция охватывает почти полвека творческой жизни мастера и позволяет зрителям воочию увидеть, как рождается спектакль – от зарождения художественного замысла до совершенного произведения балетного искусства.
Глядя на творческие фантазии Бориса Эйфмана, сразу становится понятно – призрачно все в этом мире балетном. И в этом – суть концепции выставки.
«Само искусство балета – оно такое иллюзорное, романтическое, мистическое, неестественное. Что-то искусственное, созданное человеком. Поэтому образ мистики, ирреальности, в которую попадает зритель, пришедший на балетный спектакль, мы попытались здесь передать»,
– говорит хореограф, народный артист России Борис Эйфман.
Весь путь – от рождения художественного замысла до готового спектакля – разместился в трех небольших залах. Неверный свет ламп, мелькающие тени и многомерность бесконечных стекол – образы будущих постановок так и появляются – из обрывков мыслей, мелодий, цветовых пятен. Тут не расскажут, кто именно танцевал в этих пуантах Анну Каренину, или на кого из артистов сшит этот маскарадный костюм. Ничего конкретного – лишь атмосфера. Правда, созданная из вполне «материальных» объектов.
«Ничего специально не делалось, здесь настоящий реквизит, который действует на сцене, костюмы, можно сказать, прямо сняты с артистов»,
– рассказывает заведующая архивом Театра балета Бориса Эйфмана Екатерина Щавинская.
Место для выставки выбрано неслучайно. Особняк Юлии Карловны Добберт, супруги известного петербургского врача, построенный в конце XIX века, – недавно отреставрирован и передан комплексу учебных зданий Академии танца Бориса Эйфмана. Накануне юбилея хореографа дом впервые за свою историю стал выставочной площадкой.
«Персональные выставки будут посвящены творчеству хореографов, актеров. Само помещение располагает к тому, чтобы создавать персональные выставки. И я думаю, что этот особняк заживет своей очень интересной жизнью»,
– убежден Борис Эйфман.
В будущем Эйфман мечтает открыть здесь музей петербургского балета. И эту выставку он рассматривает как первый шаг к его созданию.