Этот праздник камерной музыки по праву можно считать элитарным. Ему присущи строгий аристократический вкус, интеллигентность программ и высокий уровень исполнителей, которые приезжают в северную столицу из разных уголков мира.
Кредо фестиваля – представление широкой публике всемирно известных камерных ансамблей, репрезентирующих различные национальные школы исполнительского искусства.
Фестиваль по традиции продолжается неделю и включает в себя 8 концертов на сценах Большого и Малого залов Санкт-Петербургской филармонии. Гостями нынешнего фестиваля стали известные коллективы и солисты из Германии, Нидерландов, Японии, Румынии, Израиля, США, Австрии и России.
На открытии в Большом зале Филармонии впервые в Санкт-Петербурге выступил замечательный коллектив из Германии «Немецкий Камерный Оркестр (Франкфурт-на-Майне)» под руководством Риста Савича.
История оркестра ведет свое существование с 1989 года. В его составе играют концертмейстеры ведущих оркестров Германии. Благодаря этому обстоятельству – своеобразному сочетанию мастерства отдельных музыкантов, в большинстве своем лауреатов различных международных конкурсов, – звучание оркестра превосходит самые смелые ожидания и отвечает требованиям, предъявляемым первоклассным мировым камерным коллективам.
В исполнении коллектива прозвучали сочинения Фридриха Великого, Антона Аренского, Феликса Мендельсона, Густава Холста и Эдварда Грига.
Серию камерных концертов в Малом зале филармонии продолжили харизматичный фортепианный дуэт из Нидерландов – братья Лукас и Артур Юссен; интернациональное фортепианное трио в составе Мики Аоки (фортепиано, Япония), Фредерике Саэйс (скрипка, Нидерланды) и Леонида Горохова (виолончель, Россия).
Вечер был посвящен камерно-инструментальной музыке Дмитрия Шостаковича.
Ожидаемой кульминацией фестиваля стало выступление известного струнного ансамбля из Румынии «Arcadia Quartet» в составе: Анна Тёрёк (1-я скрипка), Расван Думитру (2-я скрипка), Траян Боала (альт) и Жолт Тёрёк (виолончель).
Квартет был образован в 2005 году студентами Бухарестской Музыкальной Академии имени Георге Дима. С тех пор молодые музыканты успели объехать чуть ли не весь свет, побывав с концертами во многих странах мира.
В нынешнем сезоне, помимо участия в «Серебряной лире», в активе ансамбля – 12 концертов в рамках турне по Японии; выступления в Лондонском «Вигмор-Холле», в Венской филармонии, в Концертном зале Берлина, а также на фестивалях в Альдебурге, Графенегге, Норвиче, Бухаресте и Мадриде.
В Петербурге музыканты квартета «Arcadia» представили публике программу, составленную из струнных квартетов Вольфганга Амадея Моцарта, Белы Бартока и Феликса Мендельсона. Игра ансамбля отличалась яркой экспрессией, насыщенной палитрой звуковых красок и безупречным чувством стиля.
Среди других заметных событий «Серебряной лиры» отмечу выступление в Большом зале филармонии известной российской пианистки Екатерины Мечетиной с программой из произведений Фредерика Шопена и Александра Скрябина.
Специальный проект фестиваля – «Вечер-посвящение Пабло Казальсу» с участием американских музыкантов: виолончелиста Амита Пеледа и пианистки Норин Кэссиди-Полера.
Артисты составили программу в точности, как было в одном из концертов самого Пабло Казальса – сначала произведения для виолончели соло Баха и Генделя, а затем инструментальные дуэты зарубежных композиторов.
Хочется выразить слова благодарности замечательному австрийскому ансамблю «Razumovsky Quartet». Он был создан «Обществом искусства и культуры имени Разумовского» в Вене, основал коллектив граф Грегор Разумовский, потомок блестящего дипломата и мецената графа Андрея Разумовского, друга Бетховена, которому композитор посвятил Пятую и Шестую симфонии, а также три струнных квартета.
Заключительным аккордом смотра стал необычный по своему формату концерт под названием «Все может саксофон». На сцене Большого зала филармонии соревновались два колоритных ансамбля – молодой немецкий квартет саксофонов «SIGNUM» и известный ансамбль «Саксофоны Санкт-Петербурга» (художественный руководитель – Геннадий Гольштейн). Классика в пикантных обработках перемежалась с лучшими образцами джазовых композиций.
Концерты VI фестиваля «Серебряная лира» посетило огромное количество публики, в том числе любителей классической музыки, которые в полной мере смогли проникнуться чарующей атмосферой камерного музицирования.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.Ru