В его программе сошлись дебютанты и тяжеловесы.
Фестиваль Open Look, в последнее время обосновавшийся на Новой сцене Александринского театра, на 10 дней превращает ее в территорию современного танца.
Днем здесь репетируют, вечер отдан спектаклям. Порой их оказывается пять-шесть, перетекающих один в другой, – от практически лабораторных штудий через перформансы в открытых пространствах театра до спектаклей зарубежных ньюсмейкеров.
Open Look с 1999 г. складывался медленно и непросто. Его становление отражало не только сложный путь всего российского contemporary dance. Петербург, гордящийся своим лидерством в классическом балете, долго не хотел смириться с самим фактом рождения «младшего брата», подходя к современному танцу с собственными мерками, своим авторитетом и мощью подавляя любые проявления индивидуальности нового жанра.
Open Look, возникший в образовательных целях и многие годы проведший в резервации, выглядел пехотинцем, отстреливающимся до последнего патрона.
Можно ли сказать, что 18-летняя битва закончена и фестиваль вышел из нее победителем? В последние годы Open Look сформировал сложную структуру, отражающую способ его сосуществования со старыми традициями. В сферу его внимания попадают практически все, кто проявляет в Петербурге интерес к contemporary dance. Это не всегда оптимально для программы, часть которой заполняется ученическими работами. Но малоопытные хореографы и танцовщики получают при этом возможность на себе ощутить мощь таких тяжеловесов, как Нидерландский театр танца – II (NDT), приезжавший в прошлом году, и увидеть их работу вблизи.
Open Look также создает среду и пространство для дискуссий о процессах, идущих в современном танце. Если же рассматривать почти 30 спектаклей программы, то обращает на себя внимание то, что они эстетически красивы – их объединяет эстетичность, элегантность формы, хорошая хореографическая подготовка танцовщиков, что далеко не всегда является определяющим в contemporary dance.
Этим отличались и проекты молодого хореографа Ксении Михеевой, созданные для петербургской компании «Каннон данс», и перформанс «приЛЕСтницы» для 17 танцовщиц, обыгрывающий лестницы Новой сцены Александринки, и постановка «Путь паломника», созданная экс-танцовщицей NDT Селией Амад и музыкантом Марко Сантосом, и даже «На пределе момента» Кари Хоааса для квинтета брутальных норвежских мужчин.
Эта постановка, на первый взгляд погружающая в атмосферу мрака и безысходности, темноты, отсутствия цвета и, кажется, воздуха, обнаруживает собственную красоту – в ритуальности отношений, силе эмоций и собственно пластической красоте, которая смягчает даже насилие.
Особым событием нынешнего Open Look стал спектакль «Симптома», созданный в сотрудничестве испанского танцовщика Хавьера Мартина и композитора и пианиста Олега Каравайчука. Этот проект родился год назад и однажды был показан дуэтом в Испании. За две недели до петербургского показа Каравайчука не стало, но спектакль было решено не отменять.
Танцовщик, имеющий в бэкграунде профессию физика и тренинг в испанских классических танцах, превратил часовой спектакль в метафизическое путешествие, сеанс по визуализации памяти. Его пластика, в которой особая мягкость фламенко и его четкий ритм соединены со спонтанностью современного танца. Он двигался под причудливый ломающийся ритм, то сохраняя невозмутимость в его сменах, то чутко откликаясь на него.
В этом действе, в котором были и курение ладана, и внезапное распахивание окон, и утопающие в молоке белых ночей петербургские крыши, импровизационность танца оказалась плотно насаженной на фонограмму музыки, отныне принявшей окончательную форму. Так и петербургский Open Look соединяет спонтанность сегодняшнего дня с петербургской природой, стремящейся к совершенству и вечности.