Масштабный гергиевский форум, не имеющий аналогов в российской музыкальной практике, завершается в эти дни на берегах Невы. Вот уже 22-й год петербургская венеция оказывается во власти музыкальных звуков в самое романтичное время – период летних белых ночей.
За 65 насыщенных многочисленными событиями дней фестиваля было дано свыше 200 оперных и балетных спектаклей, 80 концертов камерной и симфонической музыки с участием приглашенных артистов, солистов оперы и балета, хора и симфонического оркестра Мариинского театра.
Концерты и спектакли, проходившие одновременно на трех площадках театра: исторической сцене, Мариинском-2 и в Концертном зале, собрали огромное количество аудитории.
Фестиваль с каждым годом крепнет и привлекает в себе тысячи туристов со всех уголков света. Художественный руководитель смотра маэстро Валерий Гергиев убежден в необходимости подобного праздника музыки и театра и надеется, что события фестиваля никого не смогли оставить равнодушным.
Валерий Гергиев:
«Фестиваль «Звезды белых ночей» предлагает слушателю множество оперно-балетных спектаклей, симфонических и камерных программ. Дистанция, пройденная артистами, огромная. Позади остались сотни концертов и спектаклей. Мы всегда стараемся привлекать на этот форум лучшие отечественные и зарубежные силы.
Не каждый фестиваль (даже и по нашим меркам) способен показать в рамках одной программы новую постановку масштабных оперных детищ, таких как «Троянцы» Г. Берлиоза и «Война и мир» С. Прокофьева. Это очень сложные, и в какой-то степени амбициозные проекты. Я могу сказать, что через эти две постановки прошли десятки молодых людей, у которых, смею надеяться, хорошее будущее, но для многих из них подобный опыт стал едва ли не первой ласточкой работы в театре. Вот этот принцип доверия молодым участникам я считаю необходимым, прежде всего, в силу соответствия возрасту героев, а также многообещающего ожидания телеаудитории. Ведь оба спектакля были сняты и транслировались в тысячах кинотеатрах мира. Мы продолжим эту традицию знакомить зрителя в самой убедительной форме, ориентируясь на достоинство спектаклей и мастерство артистов.
Так был недавно снят «Семен Котко» С. Прокофьева – изумительная музыка, впечатляющие массовые сцены и яркие персонажи. Ведь эта могучая опера Прокофьева никогда раньше не показывалась телевизионной аудитории. А наша аудитория необъятна. Здесь можно говорить и о частых выступлениях труппы Мариинского театра за рубежом, свидетелями которых становятся миллионы людей в год»
В заключительном концерте фестиваля «Звезды белых ночей» на сцене Концертного зала Мариинского театра прозвучали произведения А. Локшина и П. И. Чайковского.
Музыка Александра Локшина стала для многих открытием, в силу своей оригинальности и выразительности средств. Хор и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнили российские премьеры сочинений Александра Локшина: Симфонию № 3 для баритона, мужского хора и большого симфонического оркестра на стихи Редьярда Киплинга (солист – Владимир Мороз), маленькую комическую ораторию «Тараканище» на стихи Корнея Чуковского (солисты – Екатерина Сергеева, меццо-сопрано; Юрий Власов, бас и Эдуард Цанга, бас), а также симфоническую поэму для голоса и оркестра «Жди меня» на стихи Константина Симонова (солистка – Екатерина Сергеева, меццо-сопрано) – произведение, которое стало путеводной звездой в творчестве Александра Локшина.
Премьера состоялась 22 сентября 1943 года в Новосибирске при участии оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. В преамбуле перед концертом лектор-музыковед Иван Соллертинский высоко оценил сочинение молодого композитора, сказав, что «этот день войдет в историю русской музыки».
Валерий Гергиев впервые продирижировал сочинения Александра Локшина на петербургской сцене.
Валерий Гергиев:
«Очень важным я считаю наше обращение к музыке Александра Локшина. Возвращение его сочинений на концертную сцену я считаю просто необходимым. Три партитуры, с которыми мы впервые после продолжительного забвения, познакомили публику, очень разные по стилю и масштабу замысла.
Одно из них, маленькая комическая оратория «Тараканище» (по Корнею Чуковскому) точно будет возвращаться в репертуар Мариинского театра. Я уверен, что это забавное сочинение, полное героико-комических интонаций, будет интересно детям, которым полезно будет не раз услышать музыку А. Локшина.
Вообще, этот заключительный концерт стал оригинальным в череде событий «Звезд белых ночей», ведь имя А. Локшина сегодня малоизвестно широкой публике. «Тараканище» в Петербурге никогда не звучало, а Третья симфония (на слова Р. Киплинга) исполнялась лишь однажды в Великобритании и то с английским текстом. Так что эти премьеры ожидаемы. Я надеюсь, что многие обратят свое внимание на творчество этого несправедливо забытого композитора, который при жизни подвергся нападкам со стороны власти и музыкальных кругов»
Также в программе вечера прозвучал Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Солист – Бехзод Абдураимов. В 2009 году он одержал триумфальную победу на фортепианном конкурсе в Лондоне, где великолепно исполнил Третий концерт для фортепиано с оркестром С. С. Прокофьева.
Среди недавних ангажементов музыканта – участие в фестивале в Ла-Рок-д’Антероне, форуме Радио Франции в Монпелье, а также фестивале Bozar; выступления с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Симфоническим оркестром Национальной академии Санта-Чечилия, Концертным оркестром Тиволи, Королевским филармоническим оркестром Великобритании, Симфоническим оркестром Сиднея, Камерным оркестром Лозанны и Филармоническим оркестром Монте-Карло.
Дебютный диск Бехзода Абдураимова, выпущенный на лейбле Decca Classics в 2012 году, удостоился престижных премий в области звукозаписи: Choc de Classica и Diapason Découverte. В текущем сезоне выйдет первый концертный диск музыканта, записанный с Национальным симфоническим оркестром Итальянского радио и телевидения под управлением Юрая Валчухи.
С маэстро Гергиевым Бехзод Абдураимов уже имеет опыт совместных выступлений.
Безход Абдураимов:
«Это уже не первая моя встреча с Валерием Гергиевым и его оркестром. Я играл Первый концерт Чайковского десятки раз со многими оркестрами мира, но, что меня поражает в коллективе Мариинского театра – это удивительная фразировка и фанатичная преданность музыкантов своему делу.
Этот оркестр чувствует из глубины сердца гениальную музыку Чайковского и эти качества не могут не отражаться при исполнении. Я сразу это почувствовал и вдохновлялся их опытом и в своей игре. Гергиев – сверхчуткий музыкант и не заметить этого просто невозможно. Он гипнотически чувствует артиста и всегда готов уловить любые моменты интерпретации. Ведь мы играем произведение каждый раз по-новому, невозможно предугадать ситуацию, в которой ты будешь находиться на сцене в тот, или иной момент»
Валерий Гергиев в свою очередь верит в успех талантливого Бехзода Абдураимова и всегда готов с ним выступать на концертных площадках мира.
Валерий Гергиев:
«Имя пианиста Бехзода Абдураимова обратило на себя внимание общественности совсем недавно. Около года назад я начал с ним совместные выступления, познакомившись в Америке и зная о его достойной победе на одном из престижных британских конкурсов.
Приглашение Бехзода в Петербург последовало очень быстро. Он уже несколько раз бывал с концертами в России, полюбился нашей публике. В рамках фестиваля «Лики современного пианизма», где Бехзод давал сольный концерт, он удостоился специального приза зрительских симпатий».
Сегодня театральную программу фестиваля «Звезды белых ночей» закроет опера Рихарда Вагнера «Летучий голландец». В главной партии выступит – Евгений Никитин. За дирижерским пультом оркестра Мариинского театра – Валерий Гергиев.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.ru