В Концертном зале Мариинского театра завершился декабрьский марафон фортепианной музыки «Лики современного пианизма».
В течение последней недели месяца перед слушателями выступили 24 пианиста из разных стран мира.
По сложившейся традиции ряд программ форума представляли ученики одной школы. На сей раз это были студенты и выпускники класса Заслуженного деятеля искусств России, профессора консерватории Ростова на Дону – Сергея Осипенко.
Среди его воспитанников – целая плеяда молодых пианистов – лауреатов международных и всероссийских конкурсов, в том числе таких престижных как Королевы Елизаветы (Брюссель), имени Ф. Бузони (Италия), имени А. Шнабеля (Германия), имени В. Горовица (Украина) и др.
Осипенко проводит мастер-классы и концертирует вместе со своими учениками по городам России и Европы, является членом жюри международных и всероссийских конкурсов.
Воскресным днем с оркестром Мариинского театра под управлением швейцарского дирижера Миши Дамева (хорошо известного москвичам своим творческим альянсом с БСО им. Чайковского и последним концертом с РНО) выступили представители старшего поколения школы Сергея Осипенко: Александр Яковлев, Софья Бугаян и Анна Винницкая.
В их интерпретации прозвучали фортепианные концерты С. Прокофьева, А. Хачатуряна и Д. Шостаковича.
Если имена первых двух артистов менее знакомы петербургской аудитории, то с Анной Винницкой (сегодня она преподает в Гамбургской высшей школе музыки и театра) каждая новая встреча становится настоящим художественным откровением, как это произошло и в этот раз.
Первый концерт для фортепиано, солирующей трубы и струнных Д. Д. Шостаковича Анна Винницкая исполнила очень экспрессивно, подчеркнув своей острохарактерной игрой нюансы и штрихи, заложенные в музыке российского композитора.
Анна Винницкая:
«Я довольно редко сегодня играю в России, большую часть своей жизни провожу в Германии, поэтому мне особенно приятно снова возвращаться сюда, в Петербург, на этот удивительный и уникальный в своем роде фестиваль. Замечательная сцена, зал обладает совершенной акустикой. Я играю здесь в третий раз.
Для своего выступления я выбрала одно из знаковых сочинений в истории отечественного фортепианного концерта XX столетия: Первый концерт Д. Д. Шостаковича. Я просто обожаю эту музыку, в которой отражено зеркало всевозможных событий прошедшего столетия.
Мне очень радостно и волнительно участвовать в классном концерте близкого мне педагога Сергея Ивановича Осипенко, который взрастил меня как пианистку. На мой взгляд, то, как он отдает душу своим студентам и ученикам, я еще подобных людей в жизни не встречала. Особенно это качество ценно сегодня, в наш век бурного течения времени. Мне очень импонирует тщательная работа Сергея Ивановича над звуком, за какое бы из произведений не брался этот Мастер. Фортепиано должно петь, прикосновение к инструменту превыше всего. Этому Сергея Осипенко учил его педагог, легендарный Лев Оборин. Мы, ученики старательно следуем этим принципам»
Вечером на той же сцене состоялось торжественное закрытие фестиваля.
Вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра, за пультом которого был Валерий Гергиев, французскую программу представили зарубежные пианисты: Мира Евтич (Сербия) и Николас Ангелич (США).
Редко звучащие сегодня на концертной сцене произведения для фортепиано с оркестром Сезара Франка (симфоническая поэма «Джинны» и симфонические вариации) поочередно сменялись фортепианными концертами Мориса Равеля, в которых блестяще солировал Николас Ангелич. Его интеллектуальная манера игры, бережное туше и искусное владение роялем, тщательность отделки художественных фраз не могли остаться незамеченными.
Безупречен был и контакт Николаса Ангелича с мягким и рафинированным аккомпанементом оркестра Мариинского театра. Валерий Гергиев был крайне чуток к солисту, внимательно прислушивался к задаваемым темпам обоих сложнейших концертов Равеля.
Николас Ангелич не впервые участвует в программах фестиваля «Лики современного пианизма». Каждое новое возвращение в Петербург для него, безусловно, праздник.
Николас Ангелич:
«Оба концерта Мориса Равеля, которые я сыграл с маэстро Гергиевым и его оркестром, надолго останутся в моей памяти. До Петербурга я исполнял их в Южной Корее с Сеульским филармоническим оркестром. Однако встреча с петербургскими музыкантами доставила мне массу удовольствий. Гергиев всегда относится с пониманием к тому, что он делает, и такой метод спонтанного подхода к произведению не может не вдохновлять исполнителя. Пусть это и неожиданность, но она всегда приятна»
У художественного руководителя фестиваля «Лики современного пианизма» Миры Евтич остались теплые чувства по поводу прошедшего фестиваля фортепианного искусства.
Мира Евтич:
«В этом фестивале, на мой взгляд, самым знаменательным стал визит профессора Ростовской консерватории Сергея Осипенко, который привез 16 учеников из своего класса! Безусловно, и другие участники прошедшего марафона оказались талантливыми и обаятельными артистами. Особенно мне хотелось бы выделить Павла Райкеруса. Я считаю его явлением в фортепианном искусстве, по-моему, на это следует обратить внимание. Есть люди, которые не умеют бороться за себя и заявлять о себе, а ведь без этого нет будущего!
На «Ликах пианизма» можно услышать массу редко звучащей музыки. В частности, произведения Сезара Франка, которые я сыграла с оркестром Мариинского театра – это «Джинны», поэма для фортепиано с оркестром и его же Симфонические вариации для фортепиано и оркестра. Я решила включить произведения Франка по случаю знаменательной даты – в 2015 году исполнится 125 лет со дня смерти французского композитора.
У нас была совместная с Валерием Абисаловичем идея по поводу появления в программах «Ликов» одного и того же фортепианного концерта, но с участием ряда пианистов. Разные видения той же партитуры, иной подход к сочинению, другое восприятие… Что же может быть ценнее и актуальнее в данном случае? Нужно предлагать публике не только все самое известное, но и стараться раскрывать и то, что не так часто исполняется.
Наш следующий фестиваль в Мариинском театре состоится в начале апреля и будет предшествовать другому масштабному форуму Валерия Гергиева – Московскому Пасхальному фестивалю»
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.Ru