24 февраля концертом, посвященным 125-летию Сергея Прокофьева, оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева начал гастроли в Нью-Йорке на сцене Бруклинской Академии Музыки.
Американская критика отметила значимость подобных событий, а пианисты, солировавшие в этот вечер, получили восторженные отзывы.
«Марафон из всех фортепианных концертов Прокофьева оказался захватывающим, хотя бы уже потому, что два из этих произведений почти никогда не исполняются»,
The New York Times
Открывал марафон двадцатилетний обладатель II премии XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского Джордж Ли, он исполнил Первый концерт.
«Меланхолическая игра имела необыкновенную глубину и теплоту, наполняясь сумеречным звучанием струнных и сочными раскатами медных»,
The New York Times
Александр Торадзе (Второй концерт)
«проявил устрашающую техническую одаренность, необходимую, чтобы противопоставить лаконичный звук изобретательному и бурному оркестровому сопровождению»,
Superconductor
Даниил Трифонов, по мнению критика The New York Times, оказался идеальным солистом для Третьего фортепианного концерта. Обозреватель New York Classical Review отметил:
«размывая окончания, он перетекал из одной фразы в другую, но вместе с тем и наращивал озорную неукротимость. Каждая нота у него казалась на своем месте, даже когда музыка развернулась всей своей мощью к ревущему финалу».
Четвертый концерт, написанный Прокофьевым для однорукого пианиста Пауля Витгенштейна, в исполнении Сергея Редькина получил неоднозначные отзывы. Тем не менее, обладатель III премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, покорил обозревателя The New York Times утонченностью и чувственностью.
«Кружащийся финал был своенравным и очаровательным».
Заключительным аккордом вечера стал Пятый концерт в интерпретации Сергея Бабаяна.
«Наиболее выигрышно из пяти частей прозвучала вторая, которую Бабаян исполнил с лукавым обаянием. Оркестр Мариинского театра обнаружил прекраснейший звук в мечтательной интродукции, над которым парило невесомое фортепианное соло»,
New York Classical Review
Четырехдневная балетная программа, стартовавшая в Бруклинской Академии Музыки 25 февраля, была посвящена памяти Майи Плисецкой. В первый вечер прима-балерины Мариинского театра исполнили партии, столь дорогие Майе Михайловне – Диана Вишнева предстала в образе Кармен, а Ульяна Лопаткина вышла в миниатюре Михаила Фокина «Лебедь». Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева также исполнил «Болеро» Мориса Равеля, которое сопровождалось видеозаписью выступления Майи Плисецкой в постановке Мориса Бежара.
Несмотря на то, что лучшим номером вечера критик The New York Times назвал Лебедя в исполнении Ульяны Лопаткиной, наибольшее внимание он уделил именно «Болеро».
«Фильм демонстрирует как неудержимо Плисецкая раздувает внутреннее пламя от мрачной строгости к безжалостному наслаждению. Она – воплощение свободы».
Обозреватель The Weekly Standard отметил всех танцовщиков, занятых в выступлениях:
«Даже с точки зрения балетного новичка, техника Мариинской труппы ошеломляет, вовлекая зрителей в водоворот музыки и движения».
С 26 по 28 февраля Валерий Гергиев провел три концерта с Венским филармоническим оркестром на сцене Карнеги-холла, представив вступление к опере «Хованщина» и «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, фрагменты опер «Гибель богов» и «Парсифаль» и Увертюру к опере «Летучий голландец» Рихарда Вагнера, «Море» Клода Дебюсси, симфонию «Манфред» Петра Чайковского, а также американскую премьеру сочинения австрийского композитора Ольги Нойвирт «Путешествие/Часы без рук», посвященного Венскому филармоническому оркестру.
Обозреватель портала Cutting Edge так отозвался о первом вечере на сцене Карнеги-холла:
«Удвоенная синхронность сделала игру оркестра вдвойне интригующей. Молниеносные деревянные духовые и великолепные медные обеспечили два условия, которые гарантируют необходимую наэлектризованность интерпретации. Добавьте к этому известную теплоту струнных Венского филармонического оркестра, и перед вами – команда мечты».
Концерт 27 февраля начался
«с восхода солнца во вступлении к опере «Хованщина» Модеста Мусоргского. Исполнение было живописным и чарующим, тепло звучания разливалось, растворяя утренний туман, пока в воздухе не остались блестеть лишь тонкие золотые лучи».
Сочинение Ольги Нойвирт «калейдоскопическое и абстрактное, начинается в сходной манере, со взвешенной тишины. Оно одновременно полно остроумия и нежности, которые задевают и ум, и сердце».
Оркестр играл «с большой энергией, будто смакуя каждое произведение и возвышая его над общей музыкальной текстурой. Финальный аккорд повис в воздухе, оставив восхитительное послевкусие»,
NewYork Classical Review
Критик портала Concertonet.com, посетивший заключительный вечер 28 февраля, отметил
«совершенный контроль, с которым маэстро Гергиев управлял музыкантами. Он то держал оркестр в напряжении, то отпускал, давая ему место для мощных кульминаций, а затем, отпрянув, вновь наращивал силы для еще более эмоционального финала. Теплое, проникновенное звучание Венского филармонического оркестра превратило концерт в два волшебных часа».
Гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра и Венского филармонического оркестра под руководством Валерия Гергиева продолжатся в странах Северной и Южной Америки. 1 и 2 марта Венский оркестр впервые в своей истории сыграет в городе Нейплс, штат Флорида, 5 марта – в Боготе, Колумбия, а 8 и 9 марта в Сан-Паулу, Бразилия. Оркестр Мариинского театра 3 и 4 марта впервые выступит в Мехико, Мексика, 6 и 7 марта – впервые в Гаване, Куба, а 11 и 12 марта коллектив даст заключительные концерты в городе Фрутильяр, Чили.