Светлая седмица XIV Московского Пасхального фестиваля открылась примечательным событием – столичной премьерой оперы Родиона Щедрина «Левша» на сцене московской филармонии.
В Концертный зал им. Чайковского музыканты оркестра Мариинского театра пожаловали сразу по приезде из МГУ, где днем участвовали в симфоническом концерте из произведений И. Стравинского и П. Чайковского.
«Левша» – одна из загадочных партитур Родиона Щедрина, вдохновленная бессмертным сюжетом повести Н. Лескова. Мировая премьера сочинения прошла летом 2013 года в рамках международного фестиваля искусств «Звезды белых ночей». Сценическое воплощение того спектакля осуществили: режиссер – Алексей Степанюк и художник-постановщик – Александр Орлов.
Опера была написана Родионом Щедриным специально для второй сцены Мариинского театра и посвящена 60-летию Валерия Гергиева. Кстати, монограмма фамилии дирижера зашифрована в ловком сплетении музыкальной ткани сочинения.
Валерий Гергиев:
«Левша» – крупнейшее произведение новейшей русской музыки: мне кажется, благодаря своим высочайшим музыкальным качествам – блестящий оркестр, колоссальные хоровые и сольные партии, а также опора на могучую русскую литературную сокровищницу. И это не первое обращение Родиона Щедрина к творчеству Николая Лескова, равно как и его старшего современника Дмитрия Шостаковича. Все это вместе, я надеюсь, делает перспективы нашей работы самыми великолепными и многообещающими.
Мне хочется, чтобы не одно поколение певцов Мариинского театра обращалось к данным ролям. Я считаю, что мы все правильно сделали, опираясь на собственную уверенность в том, что нельзя без современников делать современную историю театра, причем любого театра, тем более такого, как Мариинский. Театр создают лидеры! И первейшим лидером лидеров является автор – Композитор. Я очень доволен, что музыку «Левши» теперь услышала и московская публика».
«Левша» наряду с «Очарованным странником» и хоровой литургией «Запечатленный ангел» стал третьей партитурой Родиона Щедрина, в которой он обратился к творчеству любимого им Николая Лескова. Композитор старался максимально выпукло передать характеры главных героев оперы-притчи.
Родион Щедрин:
«Левша» — самая известная повесть Николая Лескова. В России ее знают все. Сочинение предоставляет богатейший материал для оперного сюжета. Уже сама фабула повествования — гротесковое преувеличение. Что это? Библейская притча, ярмарочный балаганный миф, эпическое сказание?.. Яркие, сочные, контрастирующие характеры. Русские цари Александр I, Николай I, Зимний дворец, английский королевский двор. Буффонада и трагедия. Смех сквозь слезы…
А если заглянуть чуть вглубь, то и очевидное художественное противопоставление двух форм бытия — рациональной британской и иррациональной русской».
В своей опере-притче, сказе о тульском косом Левше, Родион Щедрин прибегнул и к написанию либретто, в котором не раз использовал лексикон Лескова, в частности такие словообразования как: «мелкоскоп» (т.е. «микроскоп»), или «тугамент» (в переводе на современный язык – документ).
Фабулу сюжета дополняют специально введенный композитором ряд женских персонажей: английские невесты Левши, блондинки и брюнетки – разговорные женщины (солисты оперы и миманса театра), а также Блоха, изящная и комичная Кристина Алиева (колоратурное сопрано).
Левша – оружейных дел мастер превзошел английских умельцев: он сумел подковать крохотную стальную блоху, но судьба не уготовила счастья главному герою. Гений оказался невостребованным в своем отечестве – потому и умер.
В партии Левши выступил тенор Андрей Попов – блестящий характерный герой. Артист испытывает особое сострадание и нежность к своему персонажу.
Андрей Попов:
«Левша – абсолютно русский персонаж, стереотип русской души. Это произведение и создано для того, чтобы вести куда-то зрителя, поэтому оно и обладает таким духовным ориентиром. Мне очень приятно, что Родион Щедрин писал специально для меня эту удивительную партию, наполненную духовным смыслом. Левша – тонко чувствующая и глубокая натура, русский гений и самородок.
Если в предыдущих ролях я играл простых русских мужиков (кучера Селифана в «Мертвых душах», Магнетизера в «Очарованном страннике»), то здесь мастерски нужно было сыграть роль гения, который создал шедевр».
Родион Щедрин остался в восторге от работы с маэстро Валерием Гергиевым и труппой Мариинки. Композитор вместе со своей супругой, блистательной балериной Майей Плисецкой присутствовали на московской премьере «Левши».
Родион Щедрин:
«Артисты Мариинки отнеслись чрезвычайно внимательно к работе. Вся труппа – хор, солисты, оркестр и, безусловно, сам Гергиев – абсолютный феномен! Мне довелось работать с хорошими дирижерами в своей жизни, однако Валерий Гергиев схватывает партитуру быстрее всех, буквально вмиг он все понимает – драматургию сочинения, как все это уравновесить. В общем, я бесконечно рад, что Валерий Гергиев вложил в мою партитуру множество сил своего огромного гения».
Расширенный состав оркестра Родион Щедрин дополнил такими инструментами, как дудук, клавесин, жалейки, домры и баян.
Партитура сочинения изобилует универсальным языком и широким спектром колористических средств. Щедрин, не изменяя собственному стилю, находится в русле минималистской эстетики, неразрывно связанной с архаикой русского фольклора.
Оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым порадовал мобильностью и ярким звучанием. Отмечу предельную концентрацию внимания дирижера к сложнейшей партитуре Родиона Щедрина. В одной из оркестровых интерлюдий, выполняющих роль сквозного развития действия оперы, «Куйка аглицкой блохи на русский лад» – стереофонический эффект достигался уравновешенным балансом между хором и оркестром.
Два мира присутствуют и в душе самого Левши. С одной стороны он талантливый механик-самоучка, а с другой его внутренняя сущность рвется на российские просторы. Левше тесен и неуютен искусственный мир английского истеблишмента.
Отмечу также превосходную вокальную и актерскую работу артистов, занятых в концертном исполнении «Левши»: Эдуарда Цанги в роли лихого вояки Атамана Платова; Владимира Мороза в партии русских монархов Александра I и Николая I; экстравагантной Марии Максаковой в роли Принцессы Шарлотты, дочери английского короля Георга III.
В финальной сцене оперы отпевание Левши иллюстрирует молитвенный хор. Родион Щедрин вводит духовные тексты русских православных песнопений, как мерцание вечного света сквозь призму истории.
Публика очень тепло и благосклонно приняла новое произведение Родиона Щедрина, устроив артистам продолжительную овацию.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru