В столице в доме-музее Шаляпина открылась выставка под названием «Джузеппе Верди. Музыка и культура». 200-летие со дня рождения великого итальянца отмечалось во всем мире в прошлом году.
К этой дате и был создан выставочный проект. Он стартовал в Италии, а теперь добрался и до России. В экспозиции – портреты и фотографии Верди, его письма, автографы, шаржи на героев его опер.
Как утверждают организаторы, посетителям выставки гарантировано полное погружение в мир гения.
Сложно поверить, но оперное искусство в те времена, когда жил Верди, было так же популярно, как в наше – кино. Зрелищ и красивой музыки ждали от постановок Верди, афишами его опер был увешан весь Рим. Уцелевшие раритеты сохранились всего в одном экземпляре.
«Многие экспонаты здесь – уникальны, это документы той эпохи: письма, плакаты, аннотации. Фигура Верди в контексте сотрудничества наших стран – а этот год перекрестный между Россией и Италией – символична.
По приглашению Александра Второго композитор в 1861 году провел два года в России. Уверен, что и в России, даже два столетия спустя – его музыка так же ценится, как и в Италии»,
– поясняет министр-советник посольства Италии в России Стефано Раваньян. Невероятную популярность Верди еще при жизни подтверждают большое количество портретов и карикатур. На многих он изображен в одном ракурсе. Почему – эту загадку разрешили биографы: на этом настаивал сам маэстро. Подобно современным звездам, точно знал, как его нужно фотографировать, какую позу принять, чтобы смотреться наиболее выигрышно.
«Он опередил эпоху, будто режиссер продумывал мизансцены спектаклей, сохранились эскизы сценических поз актеров. Помимо графических документов на выставке представлены уникальные видео кадры. Съемка похорон – одна из самых первых в истории кино»,
– рассказывает куратор выставки Марко Пицци. О величии композитора здесь в прямом смысле говорят экспонаты. На пленке дирижер Риккардо Мути, маститый интерпретатор музыки Верди, рассказывает о его творчестве. Для итальянских музыкантов этот автор – нечто большее, чем просто композитор.
«Верди для нас в Италии – миф, легенда, это символ единства народа, государства, символ культуры, красоты»,
– говорит директор итальянского института культуры в Москве Адриано Дель Астра.
Оценить скоростное развитие звукозаписи и воспроизведения можно благодаря интерактивному планшету: оценить звучание музыки Верди во времена самого композитора, тогда ее записывали с помощью восковых цилиндров, и сейчас.
Эти первые восковые цилиндры представлены на выставке вместе с инструментом; скрипка была предназначена исключительно для записи на воске. Рядом с раритетами – и более поздние модели – граммофоны, фонографы. Записи этих аппаратов позволяют совершить настоящий виртуальный экскурс в историю звучания музыки Верди на протяжении двух веков.