Сегодня Татарский театр оперы и балета вместе со зрителями XXXIV Шаляпинского фестиваля отметил большой праздник – 143 года со дня рождения великого русского баса Федора Шаляпина.
В честь певца сегодня вечером прозвучала опера «Борис Годунов» М. Мусоргского.
Царь Борис – это одна из самых знаменитых партий Федора Шаляпина. После того, как он исполнил ее, началось триумфальное шествие оперы по мировым сценам. До этого ее судьба была непростой. Она во многих отношениях была неформатной.
Сначала ей отказали в постановке, так как в опере не было развернутой женской партии. Тогда Мусоргский написал сцену Марины Мнишек, но это не помогло, опера продолжала быть слишком непривычной и по музыке. Было несколько неудачных постановок, а потом 15 лет забвения.
Лишь на сцене Московской частной оперы Саввы Мамонтова в 1898 году опера встретилась с публикой и нашла своего зрителя. В главной роли выступил Федор Шаляпин. После этого начались постановки по всему миру с участием Шаляпина.
Соединение трех гениев русской культуры – Пушкина, Мусоргского и Шаляпина сделала “Бориса Годунова” визитной карточкой русской оперы. Таковой она остается и поныне.
В опере нет последовательно развивающегося сюжета, это серия отдельных сцен, которые представляют собой исторические хроники. Модест Мусоргский так и задумывал, ведь он когда писал оперу, для либретто использовал не только трагедию Пушкина «Борис Годунов», но и исторические труды Николая Карамзина. Это исторические хроники, в которых соединяются политический детектив и психологический триллер, это драма целой исторической эпохи.
Важно понимать, что на сцене зритель видит завязку и развязку сюжета, но это лишь верхушка айсберга. За кадром остается история Смутного времени – история потрясений воин в период между пресечением династии Рюриковичей и воцарением династии Романовых.
Величие оперы Мусоргского не только в том, что он показал глубокую трагедию царя Бориса, а также показал историческую трагедию, в которую был вовлечен весь народ в эпоху Смутного времени. Неслучайно он называет свою оперу народно-музыкальной драмой. В этой опере есть величие и монументальность, которую чувствуют даже те, кто не знаком с русской историей.
Главную партию Бориса Годунова вел солист Большого театра, ТАГТОиБ им. М. Джалиля Михаил Казаков, роль Пимена исполнил солист Национальной Оперы Украины им. Т. Шевченко Сергей Ковнир, роль Самозванца – солист Михайловского театра Сурен Максутов, роль Марины Мнишек – солистка Большого театра Агунда Кулаева, роль Варлаама – солист Метрополитен-опера Михаил Светлов-Крутиков. Дирижером выступил Василий Валитов.
Опера в трех действиях поражает богатством и масштабами декораций, которые менялись каждые 20 минут, роскошь и разнообразие костюмов создают незабываемое зрелище, а волшебная музыка, звон колоколов позволяют перенестись в историческую эпоху.
Алсу Гатауллина, “Татар-Информ”