Оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева выступил с двумя концертами в рамках очередного осеннего Брукнеровского фестиваля. Первый из вечеров состоялся в Брукнерхаусе Линца и был посвящен музыке Дмитрия Шостаковича и Родиона Щедрина.
Не изменяя традиции последних месяцев, Валерий Гергиев продолжает знакомить искушенную европейскую публику с новыми молодыми именами, лауреатами XV международного конкурса им. Чайковского.
Австрийские гастроли петербургского коллектива открылись музыкой Родиона Щедрина. Его Четвертый фортепианный концерт под названием «Диезные тональности» афористично исполнял лауреат III премии конкурса Чайковского российский пианист Сергей Редькин. Его интеллектуальная манера игры, тонкое ощущение музыкальной материи и умение слышать оркестр не могли остаться незамеченными.
Десятая симфония Шостаковича в интерпретации Валерия Гергиева и Мариинского оркестра поразила своей драматической мощью и напряженностью мысли. Каждый из эпизодов этого оркестрового полотна автобиографичен по своей сути. Гергиеву удалось выявить все стороны зла и лицемерия, юмора и ханжества, заложенные Шостаковичем в музыке этой симфонии. Оркестр Мариинского театра звучал очень импульсивно, иногда даже на грани эмоций.
На следующий день петербургских музыкантов ждали в Санкт-Флориане, в одном из старейших и крупнейших монастырей Австрии, расположенном в окрестностях Линца. Солнечным октябрьским вечером, когда ночная тишина благоговейно спускалась на своды Базилики Святого Флориана, в храме звучала великая музыка Антона Брукнера, его Четвёртая «Романтическая» симфония.
Валерий Гергиев:
«Антон Брукнер – один из тех величайших австрийских композиторов, который оставил глубокий след в огромной линии развития европейских музыкальных традиций.
Имя этого композитора свято чтят не только австрийцы и немцы. Великолепно трактовал музыку Брукнера Евгений Александрович Мравинский, великий дирижер русской школы, которая, как уже в который раз я убеждаюсь, очень восприимчива, отзывчива и чутка к самым высоким достижениям, к каким-то даже, может быть, неземным посланиям.
А Брукнер создавал свои шедевры во имя Господа Бога, а может быть, даже и от его имени. Это такой уникальный дар композитора, посланника небес, говорить всеобъемлюще, обнимая все человечество и мироздание – ты слышишь природу, сливаешься с высшими силами Вселенной. Огромное счастье для любого дирижера и возглавляемого им оркестра исполнять произведения Брукнера в монастыре Санкт-Флориан рядом с его гробом. Я за несколько минут до концерта имел возможность поклониться композитору, спустился в крипту под органом, где смог побыть наедине у саркофага с прахом Брукнера.
Санкт-Флориан – это действительно святое место, куда приезжают сотни, десятки тысяч поклонников музыки Брукнера. Пожалуй, так, как здесь, в акустике храма, его симфонии и мессы нигде больше не могут так проникновенно прозвучать! Оркестр Мариинского театра особенно почувствовал священную магию этого удивительного места.
С Мюнхенским филармоническим оркестром я планирую приехать сюда не один раз и постепенно записать весь цикл симфоний Антона Брукнера. Думаю, это станет отдельной главой в творческой биографии оркестра после антологии записей всех брукнеровских симфоний с Серджиу Челибидаке.
Я очень рад тому, как организован музыкальный процесс в фестивальной жизни такой небольшой страны, как Австрия. Я неоднократно гастролировал здесь с концертами вместе с Венским и Роттердамским филармоническими оркестрами. Последние несколько десятилетий уже под моим руководством труппа Мариинского театра много и интенсивно гастролирует по всему миру, и Австрия здесь не исключение. И все же, это новый уровень для нас, когда во время приезда в Линц на Брукнеровский фестиваль мы можем исполнять не только музыку Прокофьева, Шостаковича, Чайковского, или Стравинского, но и сочинения Брукнера, да еще и в его Доме»!
Признаюсь честно, но таких подлинных откровений и глубокого погружения в материал исполняемого произведения мне давно не приходилось наблюдать от Валерия Гергиева и его фантастического оркестра Мариинского театра. Чудо, свершившееся в священных стенах брукнеровского монастыря, еще долго предстояло переживать!
Мариинский оркестр безупречно исполнил Четвёртую Брукнера в превосходной храмовой акустике Святого Флориана. Один из исследователей творчества австрийского композитора Томас Гельм сравнивал эту симфонию с картинами природы. Так, в первой части
«над средневековым городом наступает рассвет. На башне звучат трубные сигналы городских стражей, открываются ворота, и гордые рыцари выезжают в лес. Лесные чары, пение птиц… В III части (скерцо) — картина охоты, в трио — хоровод во время пирушки охотников».
Мариинский оркестр буквально передал эти настроения. С первых тактов вступления симфонии открылись необозримые горизонты романтических надежд и идеалов, инфернальное звучание струнных, мистические зовы валторн оркестра заполнили пространство церкви. Мистическое Анданте 2-й части сменилось воинственным Скерцо с его охотничьими сигналами.
Валерий Гергиев взял стремительный темп, моментально координируя оркестр в необходимое русло. Вереница бравурных фанфар сменилась грациозным лендлером. Молитвенное начало финала с его сумрачными настроениями было полно величия и умиротворения. Мариинский оркестр продемонстрировал удивительную гибкость, сонорность звучания и строгую ансамблевую дисциплину.
Симфония завершилась ликующим апофеозом, истинной верой в жизнь!
И хотя звуки еще не успели угаснуть в высях храма, по плавно опускающимся рукам маэстро Гергиева публика продолжала переживать это грандиозное впечатление.
Хочется особенно поблагодарить Валерия Гергиева за его интеллектуальное прочтение партитуры Брукнера. Уверен, что с приходом дирижера в Мюнхенском филармоническом оркестре настанет новая эра брукнеровского творчества после предшественников Валерия Гергиева: Серджиу Челибидаке, Кристиана Тилемана и Лорина Маазеля.
Виктор Александров, Линц – Санкт-Флориан (Австрия), ClassicalMusicNews.Ru