Известный французский органист Тьерри Эскеш снова в Санкт-Петербурге.
Его музыка украшает репертуар известных оркестров и ансамблей мира. Оригинальный стиль письма прослеживается во многих партитурах французского мастера, среди которых: Чакона (2000), «Головокружения Креста» для оркестра (2004), оратория для двойного состава хора, органа и оркестра «Последнее Евангелие» (1999).
В 1997 году Тьерри Эскеш стал штатным органистом парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон, сменив на этом посту Мориса Дюруфле.
Тьерри Эскеш – блестящий мастер импровизаций, его импозантная манера игры, тонкое ощущение стиля не могут не восхищать:
«Я пришел к музыке через импровизацию. Музыкой сочиненной, записанной я увлекся несколько позже, когда мне было 12-13 лет. Во Франции нас примерно десять человек, мы занимаемся импровизацией на органе и практикуем этот жанр.
Музыка – это форма, а форма зависит от времени. И когда я пишу музыку, то все время думаю о том, чтобы донести какие-то точки, сечения. Но, изначально материал зависит от формы»
Тьерри Эскеш неоднократно бывал с концертами в зале Мариинского театра, в следующем сезоне он возглавит там III международный органный фестиваль. В этот раз Эскеш выступил в роли не только композитора, но и органиста, чья партия в Первом Органном концерте броско и выпукло сочеталась с магической игрой оркестра Мариинского театра.
Тьерри Эскеш:
«Одной из идей создания этого сочинения стало мое увлечение григорианских хоралов, музыку которых я использовал в постромантической манере. Мне хотелось прибегнуть и к экспрессионизму. Партия солиста здесь не является самоцелью. Он очень хорошо интегрирован в оркестр, диалог органа с музыкантами не прерывается ни на секунду.
Признаюсь, что не миновал влияний Оливье Мессиана и Анри Дютийе (параллели с музыкой этих выдающихся французских мастеров очевидны). Я необычайно польщен фантастической игрой оркестра Мариинского театра и гениальной работоспособностью Валерия Гергиева.»
У Валерия Гергиева тоже остались яркие ощущения от встречи с Тьерри Эскешом и его музыкой.
Российский дирижер прекрасно помнит исполнение масштабной композиции Эскеша для органа и оркестра «Солнечная ладья», которая прозвучала на одном из прошлых фестивалей «Новые горизонты».
Валерий Гергиев:
«Мы сотрудничаем уже не первый год. Тьерри Эскеш – незаурядная личность, блестящий органист и композитор. В этом артисте меня многое интересует. Я думаю, что мы далеко не исчерпали возможность сделать еще какие-либо творческие акции, новые не только для Санкт-Петербурга, но и всей России.
Приятно так тесно и плодотворно сотрудничать с нашими коллегами из Европы. Тьерри Эскеш – как раз один из таких артистов. Он очень любит этот Концертный зал, высоко ценит звучание нашего органа. Так что мне вдвойне доставляет и творческое и человеческое удовольствие наш совместный союз, который, как мне кажется, радует любителей музыки тоже.»
Также в концерте оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева прозвучали произведения Клода Дебюсси (прелюдия для оркестра «Послеполуденный отдых Фавна», соло на флейте – Николай Мохов) и Игоря Стравинского (Концерт для фортепиано и духовых, партию рояля исполнил известный американский пианист с грузинскими корнями Александр Торадзе).
Виктор Александров (Санкт-Петербург), ClassicalMusicNews.Ru