Второй музыкальный фестиваль «Лето. Музыка. Музей» на открытом воздухе, включавший три симфонических концерта, состоялся на лужайке музея «Новый Иерусалим» (станция “Истра” Рижского направления Московской железной дороги).
В 2019 году фестиваль посвящён 90-летию Московской области. Он стал одним из ключевых событий программы «Подмосковные вечера», проходящей в рамках крупного проекта «Лето в Подмосковье».
Во всех трёх концертах участвовал Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова (художественный руководитель Владимир Юровский). Автор рецензии побывал на первых двух концертах.
Авторы идеи фестиваля «Лето. Музыка. Музей» – почётный президент фестиваля, художественный руководитель Московской областной филармонии Максим Дунаевский и художественный руководитель фестиваля, главный приглашённый дирижёр Госоркестра, главный дирижёр Филармонического оркестра Осло и Ливерпульского королевского филармонического оркестра Василий Петренко.
Фестиваль приветствовали министр туризма Московской области Наталья Галкина и зам. министра культуры РФ Николай Овсиенко, передавший поздравления министра Владимира Мединского. Гостей фестиваля приветствовал директор музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим».
Максим Дунаевский отметил высокий международный уровень фестиваля. Василий Петренко предположил, что прошедший фестиваль станет событием и украшением культурной жизни не только Москвы и Московской области, но и всей России.
Первый концерт фестиваля 30 июня собрал, по сведениям администрации музея, более 1300 зрителей. В этот вечер оркестром дирижировал Василий Петренко. В первом отделении он аккомпанировал Кириллу Герштейну в «Рапсодии на тему Паганини» Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 43.
В России пианист известен мало, несмотря на то, что родился в 1979 году в Воронеже. В Советском Союзе он жил до четырнадцати лет. Тогда его интересовал джаз, и когда семья переехала в США, он стал самым молодым студентом Бостонского музыкального колледжа Беркли. Особенность колледжа Беркли – специализация на новейших неакадемических музыкальных направлениях.
С самого начала в колледже преподавался курс джазовой музыки, а первым почётным доктором стал в 1971 году Дюк Эллингтон. Затем последовали годы обучения в Тэнгл-Вуде и Манхеттенской школе музыки. Потом Кирилл занимался у Дмитрия Башкирова в Испании и Ференца Радоша (Андраша Шиффа) в Будапеште.
В репертуар К. Герштейна входит музыка от Баха и Моцарта до Шёнберга и Гершвина. Он записал немало произведений И. С. Баха, Ф. Листа, М. Мусоргского, А. Скрябина, Дж. Гершвина и других композиторов.
География гастролей Кирилла Герштейна очень широка. Он играет на известнейших концертных площадках Европы и Китая, Северной Америки и Австралии. За последние годы он выступал с симфоническими оркестрами Берлинской, Венской и Нью-Йоркской филармоний, оркестрами ВВС и Лондонским, Кливлендским, Филадельфийским, Чикагским, Бостонским, Сан-Францисским, Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами. Его сольные концерты состоялись в Карнеги-холле, Вигмор-холле, Мюзикферейне, Концертхаусе и других залах.
В семнадцать лет Кирилл Герштейн стал профессором Высшей школы музыки в Штутгарте. Сегодня он профессор Высшей школы музыки им. Эйслера в Берлине.
Во время вынужденной эмиграции С. Рахманинова в США у него сложились непростые отношения с Гершвиным. (Как пианисты они были конкурентами в музыкальном пространстве США). В угоду публике Рахманинов стал включать джазовые ритмы в свои транскрипции, сделанные в Америке.
В 1927 году состоялась премьера «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Это был первый опыт большого фортепианного сочинения, соединяющего джазовые и академические интонационные сферы. Рахманинов на этой премьере был; известны его одобрение Рапсодии Гершвина и заинтересованность поисками Гершвина в области синтеза джаза с академической музыкальной традицией. В то же время очевидно, что фортепианный стиль переклички солиста с оркестром в Рапсодии Гершвина во многом отражает влияние фортепианных концертов Рахманинова.
Очень вероятно, что замысел «Рапсодии на тему Паганини» возник у Рахманинова под влиянием этого произведения Гершвина: оба включают в контекст европейской музыкальной традиции элементы джазовой эстетики.
При этом их художественно-философские цели были совершенно разные, даже противоположные. Для Гершвина джаз – это национальное искусство Америки, требующее эстетической пропаганды.
Для Рахманинова джаз играет совершенно иную роль. У него это новый, стилистически значимый элемент. Джаз в «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова – музыкально-стилевой символ зла.
«Авторское отношение к джазовой среде может быть определено как ироническое, а в некоторых случаях – как пародийное и сатирическое. В этом отношении «Рапсодию на тему Паганини» нужно понимать не только как противоположность «Рапсодии в стиле блюз», некую полемику с ней, но и как некоторую пародию на неё»
– пишет Артём Ляхович в статье «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова как модель постисторического мироощущения».
Инфернальность многих вариаций «Рапсодии на тему Паганини» подтверждается самим Рахманиновым, принявшим либретто Михаила Фокина для балета «Паганини» на музыку «Рапсодии на тему Паганини». Оно повествует, что Паганини заключил сделку с Дьяволом в обмен на нечеловеческие возможности игры на скрипке.
Католическая Церковь считала Паганини одержимым Дьяволом, и после смерти запретила хоронить его в ограде церквей. Сын несколько лет не мог захоронить останки великого скрипача ни на одном кладбище в Италии, поскольку те находились в оградах церквей или монастырей.
Оркестр и солист исполнили «Рапсодию» Рахманинова великолепно. Дьявольщины в ней было хоть отбавляй. Кириллу Герштейну – как специалисту по джазу – наиболее удались джазовые фрагменты. Но и оркестр у Петренко солисту соответствовал. Звуковой баланс между группами оркестра и солистом был тонко выверен. В этом немалая заслуга звукооператоров, поскольку концерт не мог пройти без подзвучки. Герштейн выбрал для каждой вариации выверенные и убедительные темпы.
Во втором отделении прозвучала Симфония Густава Малера № 5 до-диез минор. По популярности она уступает только его Первой. Особо популярной симфония (особенно её четвёртая часть Adagietto) стала после того, как Лукино Висконти использовал Adagietto в фильме «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна.
Василий Петренко исполнил Пятую симфонию Малера замечательно. Он продирижировал ею в сдержанной манере, в несколько замедленном, но убедительном темпе. Не было так называемого «индивидуального прочтения», оборачивающегося обычно не указанными автором акцентами, accelerando, ritenuto, crescendo, diminuendo и другими бантиками. А было честное и удавшееся намерение поставить музыку впереди исполнителя. Лучше всего прозвучало именно Adagietto – с хорошим вкусом и без излишней сентиментальности.
Несмотря на все заклинания официальных лиц, погода испортилась. Конец четвёртой и всю пятую часть публика слушала под сильным дождём. Зонты были далеко не у всех, но те, кто их имел, по-братски прикрывал соседей, порой совсем незнакомых.
Приятно отметить, что из-за дождя только небольшая часть слушателей ушла, не дождавшись окончания. Дождь закончился почти одновременно с последними аккордами симфонии. На Петренко дождь никак не повлиял – он был всё так же сосредоточен. (Правда, исполнители сидели на эстраде под крышей.) Финал прозвучал великолепно.
Очень грамотно осуществлялась трансляция концерта. Было интересно видеть на боковых экранах крупные планы рук и мимики дирижёра и солиста.
По завершении концерта публика наградила музыкантов шквалом аплодисментов и криками Браво!
Второй концерт Музыкального фестиваля на открытом воздухе «Лето. Музыка. Музей» на лужайке перед выставочным залом музея «Новый Иерусалим» состоялся 6 июля 2019 года. Дирижировал Госоркестром им. Светланова его художественный руководитель Владимир Юровский. В программу вошли Концерт № 1 для скрипки ля минор, ор. 77 Шостаковича (солистка Алина Ибрагимова) и Симфония № 5 ми минор, ор. 64 Чайковского.
Алина Ибрагимова: “Для меня любое сочинение – камерная музыка”
Вживую московские меломаны познакомились с Алиной Ибрагимовой 8 февраля этого года в зале им. Чайковского в концерте Госоркестра. Тогда она солировала в Концерте № 2 для скрипки с оркестром до-диез минор, ор. 129 Дмитрия Шостаковича. За дирижёрским пультом стоял Владимир Юровский.
То исполнение сольной партии Ибрагимовой особого впечатления на меня не произвело. Безусловно, молодая скрипачка технически прекрасно научена. Трудности она преодолевала легко, без напряжения. По-моему, звук её инструмента не смог полностью наполнить зал. Но самое главное, мне не хватило жёсткости и нервности в общей линии сольной партии. А был в этой партии избыточный академизм и ритмическое однообразие.
Мне показалось, что полного эмоционального контакта солистки и дирижёра тогда не получилось. Эмоциональный градус Юровского был заметно выше. Объяснить это можно тем, что Алина покинула Россию одиннадцатилетним ребёнком, вряд ли хорошо понимающим новейшую историю своей родины. А Владимир Юровский выехал восемнадцатилетним юношей, уже неплохо понимающим, кто есть кто и что есть что.
Родилась Алина в 1985 году в семье известного контрабасиста Рината Ибрагимова. Начала учиться игре на скрипке в Московской средней музыкальной школе им. Гнесиных. В 1996 году отец получил пост концертмейстера группы контрабасов Лондонского симфонического оркестра, и семья переехала в Великобританию. Алина продолжила обучение в Школе Иегуди Менухина, Королевском колледже музыки и совершенствовалась в Музыкальной академии Кронберга.
Впервые вышла на сцену в 13 лет в декабре 1998 года в Штаб-квартире ЮНЕСКО, когда вместе со своей соученицей Николой Бенедетти солировала на концерте в честь 50-летия Всеобщей декларации прав человека. С оркестром п/у Менухина они играли Концерт И. С. Баха для двух скрипок, струнного оркестра и бассо-континуо ре минор, BWV 1043.
Алина Ибрагимова удостаивалась премий нескольких фондов. Её репертуар содержит сочинения авторов от эпохи барокко до современных. Только за последнее время Ибрагимова подписала контракты на выступления с Лондонским филармоническим оркестром, Немецким симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Баварского радио, Токийским симфоническим оркестром и рядом оркестров США, Канады, Австралии.
Длительное время Алина Ибрагимова выступает с французским пианистом Седриком Тибергеном. Дуэт планирует исполнить в Вигмор-холле циклы всех скрипичных сонат Бетховена и Моцарта. У них подписаны ангажементы на концерты в Зале Пьера Булеза в Берлине и Концертхаусе в Вене, гастроли по Японии, Южной Корее и Северной Америке.
С 2004 года А. Ибрагимова играет в квартете Chiaroscuro, специализирующемся на так называемом историческом исполнительстве.
На фирме «Hyperion Records» ею записаны 15 альбомов, в которые вошли сочинения Баха, Моцарта, Шуберта, Мендельсона, Изаи, Равеля, Шимановского, Хартмана, Прокофьева, Рославца.
Алина Ибрагимова играет на скрипке Ансельмо Беллозио 1775 г, предоставленной Георгом фон Опелем.
Первый скрипичный концерт написан Шостаковичем в 1947–48 гг. Но после известного постановления ЦК ВКП(б) 1948 года стало невозможно не только исполнять его, но и обсуждать. Премьера концерта состоялась 29 октября 1955 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Партию скрипки исполнил Давид Ойстрах. Заслуженным коллективом республики симфоническим оркестром Ленинградской филармонии дирижировал Евгений Мравинский.
В этом концерте Алина Ибрагимова также продемонстрировала прекрасную технику, сложность которой растёт от части к части. Партия изобилует двойными нотами в высоком регистре, октавами, скачками через струну. А огромную каденцию в конце третьей части иначе как зубодробительной не назовешь. Она столь велика, что тянет на пятую часть. Кроме того, сыграть её просто физически тяжело.
С техническими сложностями солистка справилась, на сторонний взгляд, легко. Но кто знает, сколько сил и времени пришлось Алине затратить для достижения этой внешней лёгкости!
Проблемы жёсткости общей линии, отмеченные в исполнении Второго скрипичного концерта, в исполнении Первого в меньшей мере, но остались. По моим ощущениям, мрак Первого скрипичного концерта не так беспросветен, чем во Втором. Здесь эмоциональный разрыв между солисткой и дирижером заметно сократился.
Юровский аккомпанировал Ибрагимовой предельно корректно. Но всё равно на пиано её было почти не слышно в публике. Это явная недоработка звукорежиссера и его ассистентов. Оставляя в стороне мои замечания, в лице Алины Ибрагимовой мы имеем скрипачку, владеющей блистательной техникой, слушать которую интересно.
Алина Ибрагимова и Владимир Юровский планируют записать с Госоркестром им. Светланова оба скрипичных концерта Дмитрия Шостаковича.
Владимир Юровский – дирижёр-концептуалист. Это слышится не только в исполняемой им музыке. Любая его программа – не случайный набор сочинений, она содержит иногда очевидную, а порой и скрытую идею. И ещё он аналитик почище иного музыковеда. Во втором отделении была объявлена, как и неделю назад, Пятая симфония, но не Малера, а Чайковского. Вот вам пример нумерологического подхода в построении программы.
Владимир Юровский владеет уникальной способностью. Он умеет исполнять хорошо известную музыку так, что начинает казаться, будто ты её слышишь впервые или совершенно по‑иному. При этом он скрупулёзно точен в тексте. Так случилось и с Пятой симфонией Чайковского. Она пробрела многомерность, соразмерность человеку. Привычные резкие углы смягчены.
После перипетий борьбы человека с роком – как масло, разлитое над бушующими волнами, прозвучало исполненное на бис вступление к третьему акту оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».
При подзвучке трудно оценить баланс групп. В этот день работа звуковой команды была хуже, чем в первый день.
Концерт был оценен слушателями горячо. Несмотря на вечернюю прохладу, Юровского и оркестр долго не отпускали со сцены.
Первый блин явно вышел не комом. Фестиваль мгновенно обрёл своих слушателей. Билеты были раскуплены в первые часы продажи. В первый вечер было установлено около 1300 стульев. Ко второму концерту организаторы добавили ещё 200 мест. И всё равно всем мест не хватило, и многие простояли весь концерт. Кто-то сидел или лежал на газоне вокруг огороженного пространства. Слава Богу, поп-корна не продавали, и никто не хрустел.
Перед концертами сотрудники музея провели для прессы недолгую экскурсию по экспозиции музея и рассказали о готовящихся временных выставках. Самой интересной для меня будет выставка работ Марка Шагала в ноябре этого года.
Владимир Ойвин