Геннадий Рождественский и НФОР открыли пятый сезон Дома музыки.
В последнее время Геннадий Рождественский выступает в Москве почти исключительно с Госкапеллой Валерия Полянского. Но, несмотря на весьма достойные результаты, каких он добивается с этим коллективом, понятно, что масштаб личности и творческие возможности выдающегося маэстро требуют и оркестра соответствующего уровня. И вот такая встреча состоялась.
Национальный филармонический оркестр России привлек Рождественского к сотрудничеству, не убоявшись его легендарного крутого нрава. И между ними сразу же установились наилучшие отношения.
Программу концерта, состоявшегося в Светлановском зале Дома музыки, открыла Пятая симфония Яна Сибелиуса – композитора, издавна входящего в число приоритетов маэстро. Стоит напомнить, что Рождественский первым в России (и одним из первых в мире) записал полный цикл симфоний великого финна.
Пятую симфонию с НФОРом он, судя по всему, отрепетировал на совесть. Дело даже не только в техническом качестве исполнения, которое, учитывая сложность материала, можно назвать близким к безупречному. Еще важнее, что оркестр сумел овладеть столь непростой (особенно – в первой части) формой симфонии, проникнуться в полной мере атмосферой этой по-северному сумрачной и национально самобытной (при всех чайковско-рахманиновских и иных аллюзиях) музыки.
Во втором отделении сошлись столь разные композиторы, как Камиль Сен-Санс и Альфред Шнитке. В отличие от последнего, французского романтика вряд ли можно отнести к числу наиболее характерных для Рождественского композиторов. Однако его Второй концерт для фортепиано с оркестром также стал ярким событием вечера.
Во многом благодаря замечательной игре Виктории Постниковой, которая в этот вечер была в прекрасной форме и демонстрировала разные грани своего дарования. Вслед за Сен-Сансом ею на бис была сыграна “Осенняя песнь” из “Времен года” Чайковского, прозвучавшая с какой-то очень пронзительной грустью. А в “Мертвых душах” Шнитке пианистка показала себя еще и хорошей комической актрисой, разыгрывая с маэстро целые комические сценки…
То, что истинная кульминация и самый большой успех программы оказались связанными с именем Шнитке – композитора, вызывающего у широкой публики опасения, – можно усмотреть некий парадокс.
Речь в данном случае идет о составленной Геннадием Рождественским сюите из музыки к спектаклю Юрия Любимова “Ревизская сказка” (а не к фильму Михаила Швейцера). Понятно, что театральная музыка уже по самой своей природе не столь сложна для восприятия, как сочинения композитора в иных жанрах. Те, кто не видел спектакля Любимова и не слышал прежде эту сюиту, с интересом обнаружили в ней, например, весьма недвусмысленную малеровскую аллюзию (третья часть, “Перекличка мертвых”, почти буквально воспроизводит музыку одной из средних частей Седьмой симфонии).
А в седьмой части, “У Манилова”, постоянные посетители концертов НФОРа наверняка узнали пьесу, которую так любит давать на бис Владимир Спиваков. Публика же не столь продвинутая, которая хлопает между частями (радуя душу Михаила Швыдкого), смогла убедиться, что музыка Шнитке может быть вполне даже “съедобной”. Вдобавок Рождественский, к вящему восторгу присутствующих в зале, превратил эту часть программы в настоящее шоу.
Шоу, впрочем, продолжалось и на бис: Геннадий Николаевич вывел на сцену четверку аккордеонистов и при их участии исполнил с оркестром пьесу Сергея Прокофьева “Наваждение” (похоже, в своей собственной аранжировке), еще и заставив оркестрантов произносить вслух заглавное слово, будто некое заклинание…
Давно не приходилось видеть маэстро в таком ударе, как в этот вечер, когда действительно первоклассный оркестр был целиком к его услугам. Хотелось бы надеяться, что их сотрудничество одним разом не ограничится.
Дмитрий Морозов, газета “Культура”