В 1954 году перед зданием Большого зала Московской консерватории был установлен памятник Чайковскому работы легендарного советского скульптора Веры Мухиной.
В нынешнем году один из ведущих музыкальный вузов мира отмечает 150-летие. И к юбилею получил в дар бронзовый бюст композитора, созданный скульптором Григорием Потоцким.
Музыкальным дополнением к подарку стала опера Чайковского «Евгений Онегин» в интерпретации студентов Московской консерватории.
Аплодисменты, вспышки фотокамер – момент можно сказать исторический. Теперь бронзовый бюст Чайковского – еще одна строка в летописи Московской консерватории. Автор Григорий Потоцкий в поисках скульптурного образа сделал два бюста композитора. Один для консерватории в Люксембурге, второй – для московской.
«Это был очень хороший шаг! Чайковский неисчерпаем! Это особая целеустремленность, особая направленность на свое отражение в зеркале времени – это специфика этого бюста. Может быть, это мое субъективное мнение, но пронзительный взор его обнаружил в первую очередь»,
– отметил ректор Московской консерватории Александр Соколов.
Торжественная передача этого произведения совпала с премьерой в Большом зале консерватории оперы «Евгений Онегин», первая постановка которой была в 1879 году. Тогда, как и сейчас, на сцене пели студенты Московской консерватории. Автор нынешней версии – оперный режиссер Игорь Ушаков.
«Скрупулезно работали. Задача – не создать новое видение произведения, а попытаться войти в глубь фразы. Хотелось немножко окунуться вглубь произведения и понять его смысловые акценты, смысловые точки, найти органику произведения»,
– подчеркнул режиссер Игорь Ушаков.
К этой премьере студенты Московской консерватории готовились ни один месяц, специально продумывали и подбирали костюмы. Хотя оркестр и солисты выступают на одной сцене, ограничивать себя рамками концертного исполнения не стали.
«У нас есть какие-то минимальные декорации. Здесь много движений, здесь двигается хор, много связей сценических, эмоции»,
– сказала исполнительница партии Татьяны, студентка пятого курса Московской консерватории Елена Безгодкова. Во время подготовки использовали разные источники, обращались к другим постановкам, чтобы найти что-то свое.
«Чтобы ничего не изображали, чтобы жили и были в этой ситуации. Это мы со своими эмоциональными проблемами не стараемся копировать»,
– отметила солистка Оперного театра Московской консерватории Ольга Полторацкая.
Этот спектакль для многих его участников – не просто прикосновение к классике, но и часть учебного процесса – дипломная работа. Так что этот «Онегин» – первый шаг в их творческой карьере.