В Московской консерватории стартовал фестиваль Magister Ludi, посвященный музыке немецкого авангардиста Карлхайнца Штокхаузена.
В качестве основной площадки для проведения концертов был выбран Рахманиновский зал, однако вечер открытия было решено провести в Большом зале.
Одно из главных произведений композитора — INORI («Поклонения») — впервые прозвучало на прославленной сцене. Но, правда, в записи.
Использование фонограммы в Большом зале консерватории — ход нестандартный и спорный. Однако в случае с INORI это оправдывается не только особой сложностью партитуры (российский оркестр вряд ли смог бы разучить ее в разумные сроки), но и наличием пластической составляющей, которую зрители увидели вживую.
На сцене, погруженной в темноту, — освещенный двухуровневый постамент. На него поднимаются три актера-мима (Алан Луафи, Агнежка Кус и Михаил Просняков).
Каждый аккорд или музыкальная фраза отражаются в их жестах и перемещениях. Движения продуманы композитором до мельчайших деталей и прописаны в партитуре.
За кажущейся легкостью «хореографии» скрывается сложнейшая нюансировка и, главное, особое эмоционально-смысловое наполнение: это не набор красивых па и даже не самовыражение, а мистический ритуал.
INORI уже звучало в стенах консерватории — 15 лет назад, на юбилее музыковеда Юрия Холопова, одного из первых в России исследователей Штокхаузена. Причем, партию мима тогда исполнял (под ту же аудиозапись) один из трех нынешних солистов — Михаил Просняков, а в качестве площадки задействовали одно из учебных помещений.
Однако нельзя сказать, что в БЗК произведение впечатляет сильнее. Уникальная акустика не обогащает фонограмму, а ощущение духовной «синхронизации» с исполнителями-мимами возникает только на близком расстоянии.
Организаторы фестиваля и представители консерватории не скрывают: смысл проведения мероприятия в БЗК прежде всего символический.
“Московская консерватория выплачивает свой давний долг перед Карлхайнцем Штокхаузеном.
Когда композитор гастролировал в России в 1990 году, он проводил свои концерты в здании МГУ, потому что настолько была велика инерция мышления людей, которые руководили музыкальной жизнью, что в этот зал и вообще Московскую консерваторию пустить его отказались.
Теперь, наконец, время Штокхаузена пришло — и для консерватории, и для ее знаменитого зала”,
— рассказал проректор МГК по научной работе Константин Зенкин.
Можно сказать с уверенностью: после фестиваля Magister Ludi в долгах перед композитором консерватория не останется.
Помимо вечера открытия, где наряду с INORI прозвучала фонограмма еще одного сочинения — 24 Türin, публику ожидают концерты с живыми исполнениями камерных произведений мастера для различных составов, электроники и сольных инструментов.
“Программа фестиваля призвана продемонстрировать московским меломанам творчество Штокхаузена разных лет. Важно и то, что все приглашенные музыканты изучали сочинения Штокхаузена под его руководством, а некоторым из них композитор даже сделал посвящения”,
— пояснил директор и исполнительный продюсер проекта Павел Скороходов.
Наряду с концертами в консерватории пройдут мастер-классы исполнителей и организаторов фестиваля.
В том числе перед публикой выступит Катинка Пасвеер, директор Фонда Штокхаузена и в течение многих лет спутница жизни композитора.