В Национальной филармонии Украины открылся новый концертный год. Торжественность открытия 145-го сезона подчеркнули исполнением Третьей «Героической» симфонии Бетховена и выступлением прославленной виолончелистки Наталии Гутман – первой ласточки в анонсированной галерее мировых звезд.
Делать юбилейный сезон незабываемым устроители начали с публики. В надежде увидеть живую Наталию Гутман или получать хотя бы кусочек Бетховена, служебный вход филармонии осадила толпа безбилетной молодежи – явление, казалось, давно позабытое на Владимирском спуске, 2.
Значимость события в зале подкрепляли знаковые артефакты: мощный торс режиссера Сергея Архипчука, щебетливая скороговорка композитора Фимы Гофмана и римский, вглядывающийся в бронзовеющие музыкальные дали профиль ректора консерватории Владимира Рожка.
Под звуки прочитанной оркестром с листа «Торжественной увертюры» Евгения Станковича на сцену вышли отцы нации.
Директор филармонии Дмитрий Остапенко отметил, что из уважения к людям, продиравшимся к музыке сквозь холод и пробки, сезон был отложен на 15 мин. Но строго предупредил, что впредь такие уступки допускаться не будут.
Обратились к слушателям и извечные гоголевские Иван Иванович с Иваном Никифоровичем – на сей раз, впрочем, вполне миролюбивые с виду культуртрегеры из секретариата президента Александр Быструшкин и Юрий Богуцкий. Особенно лиричен был последний.
«Только глядя на вас, понимаешь, что происходит в нашем обществе, Киеве, стране. Наконец, мы вступаем в нормальную жизнь – жизнь с музыкой. Те формулы морали, добра и красоты, которые нисходят к нам со сцены – это настоящее, вечное. А все, что делаем мы, чиновники – преходяще»,
– прозревал Юрий Петрович.
Хорошо поставленным голосом Быструшкина был зачитан указ о присвоении главному дирижеру Симфонического оркестра Национальной филармонии Николаю Дядюре звания народного артиста Украины. Восторженный Дядюра незамедлительно приступил к исполнению Симфонии №3 «Героической» Бетховена.
Сей внушительный шедевр классик в свое время посвятил Наполеону Бонапарту и снял скандальное посвящение лишь после перевербовки русским дипломатом Андреем Разумовским. Применительно к нынешнему концерту уместно перефразировать изречение композитора Валентина Сильвестрова:
«Музыка – это пение дирижера о себе самом».
Внутренняя тревога, напряженные искания, подчеркнутая сентиментальность лирических эпизодов и стратегическое финальное торжество отражались в мимике и жестах маэстро с пантомимической точностью. Адекватного эмоционального заряда у оркестра в полной мере хватило лишь на первую часть.
Во втором отделении настал черед концептуальных рокировок. В зале не досчитались нескольких государственных мужей, зато на сцене появились московская виолончелистка Наталия Гутман и ее сын – скрипач Святослав Мороз.
Звезды представили Кончерто-гроссо №2 Альфреда Шнитке для скрипки, виолончели и симфонического оркестра – знаменитый микс из музыкальных элементов разных эпох, с барочным стилизациями, грохочущими ударными установками и старым, как мир, драматическим сюжетом.
Вжившаяся в роль мать и послушно-осмотрительный сын мирно музицировали, сражались с оркестром, погибали в неравном бою, воскресали и выходили в космос. Впрочем, именно туда музыкантов киевская публика упрямо не хотела отпускать, вызывая их на многократные поклоны.
Александр Ивашкин, виолончелист, музыковед:
“Идея незамкнутого круга, а точнее – спирального витка, присутствует во всех важнейших сочинениях Шнитке. «Герой» его инструментальных концертов в конце пути обязательно возвращается к чему-то исходному, главному. Испытания не проходят даром: в кодах атмосфера проясняется, открывается бесконечный простор.
Роман Юсипей, «24»