11 января 2018 года в Музее имени И. Я. Словцова (ул. Советская, д. 63) прошла встреча с российским композитором и преподавателем кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского Университета.
На лекции тюменцы узнали о современной музыке, факторах ее формирования и о том, как она взаимодействует с искусством прошлого и настоящего.
В рамках лекции на тему «Что такое современная музыка», Владимир Раннев рассказал какую роль сыграла Вторая мировая война в музыкальном, и не только, искусстве.
Для большинства композиторов, писателей и художников того времени, события 40-х годов стали переломным моментом, полностью изменив устоявшие просветительские каноны. Главный посыл искусства после войны гласил: «Давайте просвещать остальных».
Первые послевоенные музыкальные и литературные произведения были реакцией на произошедшее.
«Какие могут быть стихи после Освенцима?»
– говорит композитор.
Та система иерархии музыкальных жанров и высокого искусства, которая, казалось, должна была стать защитной стеной всему миру, не смогла его спасти. После войны композиторы начинают искать новые форматы, которые способны разрушить привычные границы между жанрами и искусствами.
Появляются новые звуки, перформативные действия, музыка объединяется с видеоизображением, а также начинают использоваться новые, порой нестандартные, инструментальные средства.
Спикер привел несколько примеров визуально-музыкальных перформансов, ставших каноническими в современном музыкальном искусстве – «Соло на скрипке» Нам Джун Пайка, «4’33» Джона Кейджа, «Блэк Джек» Михаэля Паэля и опера «Begehren» Беата Фуррера.
«Наше универсальное оружие – это мозг, а мышление современных композиторов – бегство от реальности, её познание. Музыка всегда занималась проблемами человеческого духа»,
– говорит Владимир Раннев.
Двухчасовая лекция петербургского композитора открыла тюменцам новое понимание музыки, а также ответила на главный вопрос, чем же всё-таки является современное музыкальное искусство.
В завершение лекции Владимир Раннев сказал несколько слов о Тюмени, городе который с гостеприимством встретил талантливого композитора:
«В Тюмени я впервые. Единственное, что мне пока удалось увидеть это центр города, в частности Тюменскую филармонию и драмтеатр. Особое внимание я обратил на прекрасные памятники деревянного зодчества и хорошо сохранившиеся храмы – они очень красивые. Для того, чтобы понять атмосферу этого города, здесь нужно жить, даже, несмотря на то, что в Тюмени достаточно морозно.
Кстати, во время посещения филармонии, я наблюдал репетицию неизвестного мне квартета, который весьма хорошо играл. Надеюсь, что все сложится удачно, и я с удовольствием выступлю на тюменской сцене».
Загадка от Владимира Раннева:
«Почему в Лувре люди стоят спиной к портрету «Моны Лизы»?
Наталья Полтавенко, moi-portal.ru