7 мая 2022, в день рождения Петра Ильича Чайковского, в Клину состоялось значимое музыкальное событие. А именно, ГАСО России имени Е. Светланова дал концерт в Музее-заповеднике композитора.
Похожие концерты проводились и раньше – Госоркестр посещает клинский музей уже много лет. Обычно это происходило в сентябре, отвечая важному принципу – посвящению первокурсников «Мерзляковки» в студенты.
Согласимся, что символика вполне отвечала содержанию! Мало того: обязательным было и второе выступление – общедоступный концерт для жителей Клина. Традиция продолжалась и в бедственное для всей страны время: концертную деятельность коллектива в Клину не остановила даже эпидемия.
Необходимо сказать, что со стороны обеих институций ведется немалая и очень серьёзная работа. К нынешней акции приурочили, например, выпуск очередного тома Полного собрания сочинений композитора. Он посвящен – ни много ни мало – академическому изданию «Всенощного бдения» Чайковского, замысел которого, как выясняется, настолько обширен, что все известные доныне варианты записей и исполнений оказываются неполными!
Издание научное. Это значит, что скрупулезно изучены черновики и наброски, прижизненные и последующие издания. Составлены и опубликованы очень важные и ценные комментарии. Устранены накладки и прямые ошибки, почти неизбежные в издательском процессе. Напомним, что речь идет о сочинении, более века томившемся под спудом неизвестности и исполнительской истории в советское время практически не имеющем!
И вот – том выпущен, организована пресс-конференция, которую ведут подлинные труженики – музыковедческая элита данного направления, отвечая на заинтересованные вопросы собравшихся.
А завершается все концертом, который и стал поводом для приезда целого оркестра. Место проведения концерта – отдельный корпус, оснащенный залом на примерно 300 мест и глубокой сценой. Полный состав оркестра спокойно располагается на ней – и вот ещё одно открытие: в зале чуткая и благородно отзывающаяся акустика! Не нужно форсировать звук ни солистам, ни самому оркестру: насколько полнозвучен бывает Светлановский оркестр, все мы хорошо знаем.
Переходя к рассказу о самом концерте, не сможем не вспомнить Чехова. Ибо «невидимые миру слезы» следуют за нами по пятам, заставляя решать неожиданные проблемы. Кто-то уехал, кто-то покинул… Вопрос замены дирижеров приходится решать ежеконцертно, что, поверьте, нелегко.
В нашем случае пригласили Арсентия Ткаченко. Выбор оказался удачным, и чтобы это оценить – не станем пересказывать общедоступную биографию музыканта, а лучше скажем об одном из его недавних концертов. Там, как следует из рецензии, молодой дирижер представлял музыку Брамса, не только его Третью симфонию, но и два сочинения для хора с оркестром.
Уточним – это священные для Брамса, раритетнейшие произведения, предшественники симфонии: «Песнь судьбы» ор. 54 на слова Гёльдерлина и «Песнь парок» ор. 89 на слова Гёте. Случаи их исполнения в России можно перечесть по пальцам, и, конечно, формирование столь серьёзной программы говорит о масштабе творческих намерений музыканта.
В процессе дирижирования проявились все его плюсы: чёткий и понятный жест, хорошо воспринимаемый оркестром, ясное понимание ритмической структуры исполняемого, что, в частности, проявилось в точных снятиях аккордовых конструкций.
В нашем концерте прозвучали два сочинения: Второй фортепианный концерт Чайковского и Восьмая, «Неоконченная» симфония Шуберта. В Чайковском солировала лауреат международных конкурсов Ольга Иваненко, ученица Центральной музыкальной школы (класс профессора Наталии Трулль).\
Можно поражаться технической и прочей оснащенности семнадцатилетней пианистки – сложнейший концерт был исполнен с подобающим подъёмом, выразительно и совершенно. Ни единого компромисса в головоломнейших пассажах, которыми в изобилии насыщен этот концерт! Исполнялась первая, авторская редакция, а это значит – без купюр! Концерт звучал на едином дыхании, и даже огромная медленная часть – своего рода разросшийся ноктюрн (обычно и подвергающийся редакторским сокращениям!), где вместе с пианисткой солировали опытные музыканты-концертмейстеры (отметим их блистательную игру особо: это народный артист России скрипач Сергей Гиршенко и виолончелист Пауль Суссь), не создавала впечатления избыточности.
Единственное, в чем можно упрекнуть пианистку – это в некоторой завышенности темпов, что, к сожалению, особенно проявилось в третьей части концерта. Заметим, что особенность творческого дара Чайковского – это всепоглощающая приверженность красоте. Даже обыкновенный пассаж, связующее назначение которого в музыкальном тексте очевидно, пропитан у него мелодической и гармонической красотой. И конечно же, он не должен «пролетать» с такой скоростью, что его существо оказывается необозначенным.
Второй частью программы был Шуберт. Возможно, инерция быстроты первого отделения захватила и дирижера – в «Неоконченной» хотелось бы игры чуть более спокойной, уравновешенной. Откровение этой симфонии – в её созерцающей неторопливости, в неспешном рассказе о бедствиях существования. И форте у Шуберта – сдержанная, нигде не теряющая достоинства исповедь о страданиях, в которых нет ниспровержений и пламенных призывов.
Гении проживают свою жизнь в ином пространстве и времени, никак нельзя сказать, что симфонию писал молодой, подверженный порывам композитор. Нет, Шуберт и в 1822 году уже не был в общепринятом смысле молодым! К своему 25-летию, когда писалась симфония, он пережил и пропустил через себя все трагедии, отпущенные человеку! Вспомним, что земная его жизнь завершилась в 31 год, когда он создал все, что сегодня завещано постигать нам! Современник Шуберта Бетховен в этом возрасте только закончил свою Первую симфонию!
Но вернемся к нашему концерту. Он завершился благородным росчерком, который позволит и нам закончить наши заметки на доброй ноте. Публика реагировала воодушевленно, овации не затихали, подъем ощущался и в зале, и на сцене. Дирижер был вызываем на бис. И в этой атмосфере, под звучание замечательных фрагментов из «Щелкунчика» и «Лебединого озера», вдруг осветился электронный задник, и во всю сцену, на фоне цветов и музыкальных инструментов, возник портрет улыбающегося Петра Ильича, как бы напутствующий всех нас в день своего рождения.
И лучшего, как нам кажется, аккорда для окончания концерта, да и всего действа – придумать было невозможно!
Александр Церетели