Циклы концертов под названием «Симфонические ландшафты» предлагает слушателю в этом сезоне Бамбергский симфонический оркестр и британский дирижер Джонатан Нотт, который с 2000 года является его художественным руководителем.
Этот коллектив был основан в 1946 году. Немецкие музыканты, покинувшие Прагу после завершения Второй мировой войны, объединились с исполнителями из Силезии и Карлсбада, выбрав средневековый Бамберг, который не пострадал от бомбардировок и военной агрессии. Город и по сей день сохранил свое первозданное величие и красоту архитектурных ансамблей.
Стиль звучания Бамбергского оркестра отличается естественным благородством, интонационной выразительностью и ярким колоритом инструментальных тембров. Поразителен и разнообразный репертуар немецкого оркестра, включающий в себя музыку от эпохи барокко до наших дней. Бамбергский симфонический, ставший после Второй мировой войны первым оркестром Германии, давал концерты во Франции (1949), позже был на гастролях в Испании и Португалии и сегодня концертирует в Европе, Азии, Африке, в Северной и Южной Америке, давая ежегодно до 120 концертов.
С Джонатаном Ноттом оркестр не раз бывал с концертами в России, выступая на петербургском фестивале Валерия Гергиева «Звезды белых ночей» (в 2003 и 2007 гг.), а также на форуме симфонических оркестров мира (2008 г.)
Значительное количество времени оркестр уделяет записям на Баварском радио, музыке к телевизионным фильмам, созданию аудиопродукции. Недавно была завершена запись грандиозного симфонического цикла Г. Малера с художественным руководителем Бамбергского оркестра Джонатаном Ноттом (некоторые диски были удостоены престижных музыкальных премий в области звукозаписи).
С 2004 года раз в три года в Бамберге проводится международный конкурс дирижёров имени Густава Малера.
В 1993 году в городе был открыт Концертный зал им. Й. Кайльберта (долгие годы этот замечательный маэстро руководил Бамбергским оркестром). Сцена Бамберг халле стала одной из лучших акустических площадок Европы. Вот и сегодня оркестр там выступает с самыми разными симфоническими программами.
Один из февральских концертов цикла «Симфонические ландшафты» был посвящен музыке Ф. Мендельсона, К. Дебюсси и современного датского композитора Ханса Абрахамсена, который специально адресовал мировую премьеру своего сочинения Бамбергскому симфоническому оркестру и Джонатану Нотту. Произведение так и называлось – “Бамбергский танец”. В пьесе, продолжительность звучания которой составляет не более пяти минут, композитор прибегнул к авангардной манере письма.
Ханс Абрахамсен:
«Многие композиторы зашифровывают в свои сочинения мотивы посредством музыкальных букв-символов.
Так поступали Бах, Шуман, Брамс, Берг. Я стремился развить из букв названия Бамбергского оркестра материал, на котором я построил всё сочинение. Если букву нельзя было воплотить в звук, тогда получалась пауза. Таким образом, название предопределило не только мелодию, но и ритм, а также заданную последовательность звуков, которые с самого начала поручены альту и флейте»
В программе концерта также прозвучали произведения Ф. Мендельсона. Его оркестровая увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера» открыла выступление Бамбергского оркестра, вслед за которой на сцене появился знаменитый французский скрипач Рено Капюсон. Он виртуозно исполнил Концерт для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона – сочинение, по праву входящее в сокровищницу музыкального романтизма. Безупречный контакт солиста с оркестром, нежная кантилена звучания скрипки Капюсона дополнялась воздушным аккомпанементом оркестра.
Еще один пример потрясающей музыкальной живописи звуков был воплощен в сюите «Образы» Клода Дебюсси – сочетание оригинального мелоса и стихии испанских ритмов с изысканной манерой импрессионизма. Джонатан Нотт подобно искусному магу творил чудеса с Бамбергским оркестром, выразительное звучание которого достигало особой прозрачности и легкости.
Виктор Александров (Бамберг, Германия), ClassicalMusicNews.Ru