В этом году отмечается 110 лет со дня рождения Виссариона Шебалина. Масштабные торжества проходят в Омске – на родине композитора и педагога.
В Музыкальном театре готовят премьеру – оперу «Укрощение строптивой», а Омский академический симфонический оркестр представил программу «Шебалин-сюита».
Для исполнения сюиты №1 Виссариона Шебалина дирижеру Омского симфонического оркестра Дмитрию Васильеву пришлось потратить немало времени на поиски профессионального банджониста. Саксофону и банджо композитор отвел в этом произведении солирующие партии.
Эту сюиту Шебалин написал на основе музыки к спектаклям «Последний решительный» и «Вступление», которые с триумфом шли на сцене театра Всеволода Мейерхольда. Сегодня это произведение практически забыто.
«Первая сюита не была записана, и нотного материала нигде нет. Нам пришлось с партитуры самим делать голоса»,
– рассказывает художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев.
Свои вторую и третью сюиты Шебалин создает на основе музыки к радиоспектаклю «Каменный гость» и постановки «Дама с камелиями». Программа «Шебалин-сюита», в которой Омский симфонический оркестр обратился к этой редко звучащей сегодня музыке, – посвящение 110-летию со дня рождения земляка.
В трудовой книжке Шебалина – одно место работы: Московская консерватория. Он стал самым молодым в ее истории директором. Привлек к преподаванию Давида Ойстраха и Дмитрия Шостаковича. Именно Шебалин восстанавливал деятельность консерватории в послевоенные годы. Из его композиторского класса вышли Тихон Хренников, Александра Пахмутова, София Губайдулина. И лишь однажды он был вынужден прервать свою педагогическую деятельность.
«ЦК ВКПб принимает в 1948 году известное постановление об опере Мурадели «Великая дружба», в котором обвиняет многих композиторов в формализме. В том числе были обвинены и Шебалин, и Шостакович, и Прокофьев. Это было большим для него ударом, после этого он долгое время не мог оправиться от болезни, у него был инсульт, и парализована правая рука»,
– вспоминает сотрудник Омского государственного историко-краеведческого музея Галина Буслаева.
Но Шебалин продолжал творить. Авторские экземпляры партитуры его оперы «Укрощение строптивой». На полях – пометы, сделанные композитором уже левой рукой. Уникальное фото: первая исполнительница роли Катарины – прима Большого Галина Вишневская – в день премьеры принимает поздравления от композитора.
В год 110-летия со дня рождения Шебалина «Укрощение строптивой» – вновь в репертуаре Омского музыкального театра. За постановку оперы взялся режиссер из Екатеринбурга Кирилл Стрежнев.
Новости культуры