Первая известная постановка «Короля Лира» увидела свет в 1606 году. То ли гений Шекспира тому причиной, то ли история оказалась настолько хрестоматийной – но за эти 400 с лишним лет сюжет не потерял актуальности.
Пьесу экранизируют, ставят на драматических и оперных сценах.
Очередную интерпретацию «Короля Лира» создал уже в начале XXI века композитор Сергей Слонимский. Концертное исполнение оперы представил Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова под управлением Владимира Юровского.
«Король Лир». В Концертном зале им. Чайковского – премьера. За несколько минут до появления в зале зрителей – композитор Сергей Слонимский и дирижер Владимир Юровский еще на сцене. Опера написана 15 лет назад и только сейчас ее впервые выносят на суд зрителей.
«Это один из самых счастливых дней в моей жизни. Владимир Михайлович (Юровский – прим. ред.) подобрал дивную группу певцов. Солисты Госоркестра настолько меня восхитили, что я попросил, чтобы их вызвали в конце на сцену кланяться»,
– признается композитор, народный артист РСФСР Сергей Слонимский.
Несколько лет назад после блистательного исполнения Владимиром Юровским другой оперы Слонимского – «Мастер и Маргарита» – композитор подарил дирижеру клавир оперы «Король Лир». В основе оперы – трагедия Шекспира в переводе Пастернака, либретто самого Слонимского.
Владимир Юровский, дирижер, худрук Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова:
«Слонимский здесь выступил и как соавтор Шекспира, он вводит в драму зрителей-резонеров. Обычно в драмах Шекспира резонер – шут, а здесь еще и воображаемые зрители театра “Глобус”».
«Dramma per musica в стиле Монтеверди» – так композитор определяет свое сочинение. Изначально премьеру готовили как концертную версию, но работа настолько увлекла, что получился спектакль.
«Не только вся сцена, но и балкон, и даже ложа задействованы как сценическое пространство, и даже зрительный зал использовали»,
– рассказывает режиссер Михаил Кисляров.
В этой постановке роли достались не только солистам. Дирижер Владимир Юровский и музыканты Академического симфонического оркестра России имени Светланова – тоже герои, у них свои реплики. Владимир Юровский здесь церемониймейстер, оркестранты – зрители театра «Глобус», которые комментируют происходящее.
Владимир Юровский:
«Я не перестаю удивляться способностям наших людей. Здесь у них расширенные монологи, и некоторые проявляют себя просто одаренными актерами».
Мизансцены, костюмы, декорации – премьера «Короля лира» Слонимского в концертном зале состоялась, а вот рождение на сцене театра еще предстоит.