Главные музыкальные дома Москвы провели сборы трупп перед началом нового театрального года.
Большой открыл 243-й сезон оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов».
Сбор коллектива прошел несколькими днями позднее — ждали возвращения танцовщиков труппы, которая обеспечила яркий старт «Русским сезонам» в Италии.
Дождались не всех — отсутствовали занятые в последнем гастрольном спектакле. Миланское турне из разряда эпохальных: балет главного театра России в таком полном составе давно не выступал в «Ла Скала».
Собравшихся в легендарном зале Исторической сцены работников театра приветствовали и наставляли гендиректор Владимир Урин, главный дирижер — музыкальный руководитель Туган Сохиев и руководитель балетной труппы Махар Вазиев.
Все пребывали в отличном настроении и бодро сыпали шутками. Творческие планы на новый театральный год сюрпризом не стали — с ними ГАБТ познакомил еще весной.
Напомним, что к 100-летию Леонарда Бернстайна дирижер Туган Сохиев и режиссер Алексей Франдетти выпустят комическую оперетту «Кандид». Афишу пополнят две оперы Россини: остроумные хитросплетения «Севильского цирюльника» воплощают маэстро Пьер Джорджо Моранди и постановщик Евгений Писарев, а в «Путешествие в Реймс» отправятся главный дирижер ГАБТа и режиссер Дамиано Микьелетто.
В самом начале весны зрителей ждет «Русалка» Антонина Дворжака в версии Тимофея Кулябина, за дирижерский пульт встанет Айнарс Рубикис.
Завершит парад новых спектаклей свежая версия «Евгения Онегина» Петра Чайковского, «энциклопедию русской жизни» перечтут Туган Сохиев и Евгений Арье.
Балетный коллектив порадует двумя мировыми премьерами. Первой станет одноактный «Петрушка» Игоря Стравинского в хореографии Эдварда Клюга. Интрига вокруг второй сохраняется. Известно, что одноактный сюрприз готовят балетмейстер Вячеслав Самодуров и композитор Юрий Красавин.
Быть может, покров таинственности связан с не самым добрым опытом этих художников в Большом театре: метафоричная «Ундина» Самодурова слишком редко встречается со зрителями, а музыку Красавина к «Герою нашего времени» вытеснила партитура Ильи Демуцкого.
Запланированы к показу еще три одноактных шедевра. Впервые появятся в Большом «Артефакт-сюита» в сложнейшей хореографии Уильяма Форсайта, сочиненной 15 лет назад на музыку Эвы Кроссман-Хехт и Иоганна Себастьяна Баха, и заводное «Парижское веселье» Мориса Бежара, попавшего в плен мелодий Жака Оффенбаха четыре десятилетия назад.
«Симфония до мажор» Джорджа Баланчина на музыку раннего опуса Жоржа Бизе — возобновление спектакля, в 1999-м артисты Большого с блеском провели премьеру, но в последние годы балет выпал из афиши.
Уравновесить «малую форму» призвана подробная сюжетная «Зимняя сказка» Джоби Тэлбота в прочтении британца Кристофера Уилдона — в «Ковент-Гарден» трагикомедия Шекспира уже четыре сезона пользуется неизменным успехом.
Программа чествований включает гала-концерт, посвященный 80-летию со дня рождения великой Екатерины Максимовой, в постановке Владимира Васильева.
Осенью состоится вечер в честь 70-летия знаменитого оперного баса Владимира Маторина, а показ «Баядерки» посвятят юбилею его ровесника, балетного премьера Вячеслава Гордеева. Мировые звезды Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов исполнят фрагменты из любимых опер в концерте «Верди гала».
В ходе собрания прояснилась ситуация с Камерным Музыкальным театром имени Бориса Покровского, досужих домыслов о судьбе которого ходило немало.
«Поделюсь радостью. Наша семья стала еще больше. Теперь театр имени Покровского является частью Большого театра и будет носить гордое имя Камерной сцены»,
— сказал Владимир Урин.
Артистов-камерников приветствовали теплыми аплодисментами. Определились и с премьерами на Никольской: «Сорочинскую ярмарку» Модеста Мусоргского по одноименной гоголевской повести в блестящей постановке Бориса Покровского ждет капитальное возобновление, а к 100-летию со дня рождения Александра Солженицына появится опера «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского в режиссуре Георгия Исаакяна, который уже ставил эту историю в Пермском театре.
Обещаны еще несколько новых работ, среди них — одноактные оперы Джанкарло Менотти «Телефон» и «Медиум».
Кипят и дела хозяйственные: отремонтированы гримерки, танцовщикам предстоит оценить замененные балетные полы на сценах и в репзале Юрия Григоровича, началось строительство четырехэтажного здания на Кузнецком Мосту, где будут жить приглашенные артисты, сверяют планы насчет общежития для служащих театра.
Эпиграфом к серьезным разговорам стал шуточный фильм, где вспомнили все премьеры и важные события прошлого сезона, на экране их участники говорили крылатыми фразами советских фильмов, пели и танцевали под шлягерные мотивы.
«Будем счастливы вместе!»
— решили авторы юмористической зарисовки.
Традиция открывать сбор труппы видеороликом родилась в Музтеатре имени Станиславского и Немировича-Данченко, перекочевала в главный театр страны, а на Большой Дмитровке угасла. Там собрание прошло строго и по-деловому. Что и понятно: впереди — ответственный и насыщенный 100-й сезон.
Его кульминация — звездные гала-концерты, запланированные на декабрь, в формате молодого, бодрого, радостного семейного праздника. Афиша года — дань признательности гениальным отцам-основателям, чьи имена носит театр, и благодарности за традиции, ими заложенные. Театр — дом, ансамбль, самобытный репертуар, единая вера в предлагаемые обстоятельства, актерскую игру и сценическую правду.
Гендиректор театра Антон Гетьман, худрук оперы Александр Титель, руководитель балетной труппы Лоран Илер, главный дирижер Феликс Коробов лаконично напомнили о планах.
Событие историческое — фестиваль Сергея Прокофьева. Начали с возобновления эпопеи «Война и мир», шесть лет назад выведшей станиславцев в хедлайнеры московской художественной жизни. Грандиозное зрелище с гигантской массовкой — в спектакле занято 500 исполнителей — запомнилось еще и тончайшей проработкой лирических портретов главных персонажей — Наташи Ростовой и Андрея Болконского.
Свой успех Наталья Петрожицкая и Дмитрий Зуев повторили и в день открытия нынешнего сезона. «Война и мир», впервые поставленная на Большой Дмитровке более шести десятилетий назад, и в новой версии доказывает, что Музтеатру по-прежнему близки сюжетные, психологические, костюмные сценические сочинения.
Прокофьевский парад продолжат бодрые и веселые оперы — «Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре», наполненные реминисценциями к эстетике 1920-х и 1930-х годов. Постановочная команда — едина: режиссер Александр Титель, дирижер Александр Лазарев, художник Владимир Арефьев.
Не забыты фестом два балета композитора: «Каменный цветок» Юрия Григоровича и «Золушка» Олега Виноградова — внимательно сохраняемые образцы советской хореографической летописи.
Один из заветов основателей — открытие нового –– подхвачен в грядущих планах. Российская премьера «Фрау Шиндлер» — камерная версия оперы американского композитора Томаса Морса. История, снятая Стивеном Спилбергом в фильме «Список Шиндлера», на сей раз «рассматривается» глазами жены и соратницы, спектакль готовят маэстро Тимур Зангиев и кинорежиссер Владимир Алеников.
«Влюбленный дьявол» откроет миру неизвестную и единственную оперу Александра Вустина. Партитура три десятилетия пролежала в столе композитора, и теперь Александр Титель и дирижер Владимир Юровский выносят на суд публики новеллу Жака Казота о тайной науке, потусторонних силах и вечных человеческих пороках. Яркие шекспировские страсти, очищенные от детальных подробностей, захватят Большую Дмитровку к окончанию сезона, когда Андрей Кончаловский и Феликс Коробов выпустят в свет «Отелло» Джузеппе Верди.
Лоран Илер с завидным упорством и упрямой целеустремленностью прививает своим подопечным и публике любовь к новейшей балетной истории. Обилие пластических стилей представят две новые программы.
Прекрасный «Кончерто барокко» Баха в постановке Джорджа Баланчина и нежнейшие «Восковые крылья» Иржи Килиана, известные артистам не понаслышке, соседствуют с мировой премьерой безымянной одноактовки Андрея Кайдановского и неведомой «Прогулкой сумасшедшего» под музыку Мориса Равеля и Арво Пярта, куда приглашает шведский хореограф Йохан Ингер — с ним россияне пока не встречались.
В россыпи спектаклей малого формата — балеты знаменитостей: Анжелена Прельжокажа («Свадебка» Игоря Стравинского) и Триши Браун («O zlozony / O composite»). В четвертый раз соберет Малая сцена в «Точке пересечения» молодых хореографов.
К вековому юбилею театр готовит издание иллюстрированной хроники своей жизни, отбирает материалы для праздничных выставок и обновляет графический дизайн — известный художник и дизайнер Игорь Гурович создал стильные плакаты для всех премьер.
Елена Федоренко, газета “Культура”