Все, кто с нетерпением ожидал первого приезда в Израиль двух знаменитых лейпцигских коллективов – оркестра “Гевандхауз” и Хора мальчиков из церкви Св. Фомы (“Томанерхора”), думается, должны быть довольны. Исполнение четырех кантат из “Рождественской оратории” Баха было близко к идеалу.
Эта оратория – одно из самых гармоничных сочинений не только у самого Баха, но и в истории музыки вообще. В нем царят то восторженно-радостные, то умиротворенно-пасторальные настроения, не омрачаемые даже тенью драматизма. Для их героев все трагические перипетии еще в будущем, а пока они и весь мир вокруг них полны счастья.
Великому лейпцигскому кантору, когда-то возглавлявшему “Томанерхор”, учившему предшественников нынешних его участников и сочинявшему для них по кантате к каждому воскресенью и к каждому церковному празднику (в частности, шесть кантат “Рождественской оратории” предназначались для исполнения в годовщины изначального евангельского события, в каждый из дней от рождения до обрезания его главного персонажа), в полной мере удалось отрешиться тут от мирской суеты и дрязг с церковным начальством и передать стройность и нерасторжимость природного и сверхъестественного универсума.
Знатоки напомнят мне, что многие части в “Рождественской оратории” написаны отнюдь не специально для нее, а взяты из других сочинений, в том числе и из светских кантат Баха. Однако это не противоречит сказанному выше, ибо единство и совершенство мира, созданного Творцом, – одна из главных тем творчества Баха в целом.
Слово “совершенство” наилучшим образом характеризует звучание хора и оркестра, свидетелями которому мы стали. Дирижер Готхольд Шварц и его подопечные не стремились поразить мощью звучания. Их целью был звуковой баланс, при котором голоса хора, оркестра, его солистов сливаются в едином потоке, где ни одна интонационная линия не доминирует.
На равных вливались в этот поток и голоса солистов-певцов – тенора Йоханнеса Хума, контральто Анке Вондунг, баса Томаса Бауэра. Лишь японская сопрано Акико Ито несколько выбивалась из ансамбля, но не стилистически, а из-за бедноватости тембра. Впрочем, впечатления в целом это не испортило.