Известный австрийский пианист Рудольф Бухбиндер приехал в марте 2021 в Москву с двумя концертами. Подробности и эмоции — в тексте Дженнет Арльт и фоторепортаже Алексея Молчановского.
В России музыканта давно знают и любят, но в этот раз маэстро особенно ждал своего выхода на сцену — в Европе локдаун не прекращается уже год.
В прошлом сезоне у Бухбиндера отменилось более 120 выступлений.
«Эти два дня в Москве, 12 и 13 марта — мои третий и четвертый концерты в этом году. До этого я играл в Валенсии с Зубином Метой и во Флоренции с Кристофом Эшенбахом. Это были мои единственные концерты в 2021-м.
В Европе все закрыто, все культурные мероприятия отменены»,
— рассказал пианист.
В первый день вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Евгения Светланова Рудольф Бухбиндер исполнил Первый концерт для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса. Во втором отделении прозвучала Симфония № 2 Людвига ван Бетховена.
«Здесь фантастическая публика, отличные залы. Очень люблю играть в России, с оркестром Светланова особенно,
— отметил Бухбиндер.
— Это отличный коллектив, я часто выступаю с ним, и несколько раз приглашал участвовать в моем фестивале Графенегг (один из крупнейших оркестровых форумов Австрии, проходит недалеко от Вены. Рудольф Бухбиндер — основатель и художественный руководитель фестиваля — Прим. ред.).
Мы уже все очень давно друг друга знаем, у нас уже сложились практически семейные отношения».
В этом году фестиваль Графенегг отмечает свое 15-летие. Предложение Бухбиндера и в этот раз в силе — в программе выступления австрийского пианиста и Госоркестра имени Светланова назначены на 21 августа, но все будет зависеть от буйства COVID-19 и реакций австрийского правительства.
В концерте 12 марта место за дирижерским пультом занял Элиас Гранди — художественный руководитель Филармонического оркестра и Оперного театра в Гейдельберге. Для немецкого дирижера, который в прошлом сезоне дебютировал в США и Японии, все было в новинку: и Москва, и оркестр, и сотрудничество со знаменитым пианистом.
Кстати, московский концерт также стал первым выступлением Гранди за несколько месяцев.
«Форму не растерял»,
— пошутил дирижер и признался, что работа с оркестром с первой репетиции и до финальных аккордов была «сплошным удовольствием».
«Это вообще мой первый в жизни концерт с русским оркестром. И то, что им оказался именно оркестр имени Светланова — большая честь для меня.
Дирижировать коллективом такого уровня легко и сложно одновременно. Легко, потому что они большие профессионалы, сразу чувствуют друг друга и улавливают каждое движение дирижера. И потому добиться хорошего результата удается очень быстро.
С другой стороны, чем лучше музыканты, тем большего ты требуешь от самого себя — так что для меня это тоже огромный опыт».
Во второй вечер Рудольф Бухбиндер выступал сольно. В программе — Четыре экспромта Шуберта и «33 вариации на тему вальса Диабелли» Бетховена. Исполнил на одном дыхании — произведения любимые и знакомые.
«Я не сторонник длительных репетиций,
— говорит пианист.
— Но каждый день я по нескольку часов проигрываю музыку в своей голове. И несмотря на то, что эти произведения со мной уже не один десяток лет, я не устаю от них.
— А сколько раз уже исполняли вариации Диабелли?
— Миллион раз играл и трижды записывал. Первый раз — в 1973-м, последний — в 2019 году.
— И каждый раз по-разному? Какой вариант считаете идеальным?
— Каждый раз воспринимаю и играю по-разному. Но думаю, что последний — самый лучший».
Два раза выход на бис (III часть 17-й сонаты и финал «Патетической» Бетховена), поклоны, аплодисменты.
«Я очень люблю играть в Москве, я всегда чувствую себя здесь хорошо. Уезжаю с легкой грустью: когда будут следующие концерты, пока неизвестно»,
— признается напоследок Рудольф Бухбиндер. Но, как большинство жителей Европы, вперед маэстро смотрит с несокрушимой верой в лучшее:
«Думаю, что уже совсем скоро».
Материал подготовила Дженнет Арльт. Фото – Алексей Молчановский