Под занавес перекрестного года России и Нидерландов в Санкт-Петербурге выступил Роттердамский филармонический оркестр.
Концерты прославленного голландского коллектива состоялись на Новой сцене, а также в Концертном зале Мариинского театра.
Последний раз Роттердамский филармонический оркестр был в северной столице десять лет назад и участвовал в программе летнего международного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». Нынешние гастроли голландских музыкантов проходят также по инициативе художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Как известно, российский маэстро руководил Роттердамским филармоническим оркестром в течение 13 сезонов. Это был настоящий расцвет творческой жизни коллектива.
С Гергиевым оркестр переиграл множество программ, делая акцент на произведениях как голландских авторов, так и музыке современных композиторов разных стран мира. Проводимый в начале осени ежегодный фестиваль искусств Валерия Гергиева в Роттердаме стал визитной карточкой культурной жизни не только портового города, но и всей страны.
Роттердамский филармонический оркестр был основан в 1918 году. Первым дирижером стал Виллем Фельцер, которого в дальнейшем сменил Эдуард Флипсе, благодаря которому оркестр быстро завоевал популярность в Нидерландах. В разное время Роттердамским филармоническим оркестром руководили такие известные дирижеры, как: Жан Фурне и Эдо де Варт, Дэвид Цинман и Джеффри Тейт. Каждый из них по-особому культивировал звучание коллектива, укреплял филармонические традиции и формирование репертуара. Валерий Гергиев сегодня является почетным дирижером коллектива.
Пять лет назад российского маэстро сменил на посту главного дирижера Янник Незе-Сеген, под руководством которого оркестр активно продолжает гастроли по миру. Среди ангажементов сезона 2012–2013 годов – турне в Восточную Азию, а также выступления в Вене и Париже. Компакт-диски коллектива выходят на лейблах EMI/Virgin Classics и BIS Records, а в начале 2012 года был подписан контракт со студией Deutsche Grammophon на выпуск не менее трех дисков с участием главного дирижера Янника Незе-Сегена.
Недавний релиз Роттердамского филармонического оркестра под управлением Янника Незе-Сегена – Шестая «Патетическая» симфония П. И. Чайковского, а также оригинальные транскрипции романсов русского композитора, сделанные Незе-Сегеном для скрипки и фортепиано. В записи приняла участие известная скрипачка Лиза Батиашвили.
Но вернемся к петербургским гастролям Роттердамского филармонического оркестра. В первом вечере внезапно заболевшего Янника Незе-Сегена заменил молодой венесуэльский дирижер Рафаэль Пайяре, победитель Международного конкурса дирижеров им. Н. А. Малько в Копенгагене. На Новой сцене Мариинского театра прозвучали Первая симфония Иоганнеса Брамса и Концерт №1 для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича (солист – Сергей Хачатрян). Ну, а Валерий Гергиев встал за пульт оркестра на следующий день 24 ноября, вернувшись из Варшавы, где накануне завершал фестиваль в честь Кшиштофа Пендерецкого.
В Концертном зале Мариинского театра первое отделение открылось нечасто исполняемой фантазией для оркестра Модеста Мусоргского «Иванова Ночь на Лысой горе» (в авторской редации). Нарочитое, почти брутальное звучание Роттердамского филармонического оркестра, ведомого харизматичным Гергиевым, вселяло необузданный страх и ужас бесовских плясок и стенаний ночного шабаша.
Зеркало военных событий отразилось в исполненной далее Симфонии в трех частях Игоря Стравинского. Произведение синтезировало в себе мозаичный спектр событий XX столетия. Валерий Гергиев в работе с разными оркестрами психологически точно ощущает эти перепитии в каждой новой интерпретации сочинения Игоря Стравинского.
В случае с Роттердамским оркестром маэстро сделал упор на вечном движении, перфекционируя и насыщая общую оркестровую палитру объемным размашистым звуком. Финальным аккордом концерта стали «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля. Здесь Валерий Гергиев сосредоточился на тембровой стороне сочинения, давая возможность каждому из солистов Роттердамского оркестра продемонстрировать декоративные соло (поэтичное звучание саксофона в «Старом замке», вкрадчивые шорохи струнных в эпизоде «С мертвыми на мертвом языке», гимнические духовые в финальном эпизоде «Богатырские ворота»).
После концерта состоялся специальный прием по случаю визита Роттердамского филармонического оркестра в Санкт-Петербург. Директор оркестра Ханс Вайеге отметил успех и заслуги коллектива, благодаря стараниям и неиссякаемой энергии маэстро Валерия Гергиев. Сам же дирижер вспомнил проведенное время с Роттердамским филармоническим оркестром и остался очень доволен очередному возвращению голландских музыкантов в Россию.
«Мне хочется отметить, что прошедший перекрестный год культуры России и Нидерландов прошел на высоком творческом подъеме. Это и выступления коллектива Мариинского театра в таких голландских городах, как: Роттердам, Амстердам и Гаага (несколько дней назад там блестяще принимали нашу балетную труппу, был фантастический успех спектакля «Конек Горбунок» Родиона Щедрина).
Великолепные концерты в России дал и любимый мной Королевский оркестр Концертгебау с моим большим другом, выдающимся дирижером Марисом Янсонсом. Очень здорово, что два ведущих оркестра Голландии посетили Санкт-Петербург в одном месяце. Поверьте мне, такие события случаются очень редко!
В свою очередь оркестр Мариинского театра побывал дважды и в Амстердаме, и в Роттердаме с исполнением разнообразных симфонических программ, в которых фигурировали сочинения известных российских композиторов. Перекрестные годы культур для каждых стран имеют очень важное и необходимое значение.
Ведь все мы живем в сложном непростом мире, и каждый из артистов способен внести свою должную лепту в укрепление доверия и даже некоего потепления. Ведь политическая среда не всегда объективно влияет на взаимоотношения между народами. Я уверен, что Россия в этом плане сегодня делает очень серьезные шаги. И наш президент, и российские дипломаты много делают для того, чтобы в мире сегодня было спокойнее жить, чтобы мы могли увереннее и прогрессивнее смотреть в завтрашний день».
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.Ru