К одному из самых загадочных праздников в новейшей отечественной истории – Дню России – уже в третий раз приурочен парад оркестров и дирижеров европейского уровня.
На протяжении полутора недель в рамках Фестиваля симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома союзов можно услышать первоклассные коллективы из Германии, Великобритании, Швеции, а также из России. Фестиваль открылся концертом Бамбергского симфонического оркестра под управлением Джонатана Нотта.
В России маэстро Джонатан Нотт не впервые: за последние годы он выступал и в Петербурге, и в Москве, а в середине 1990-х годов приезжал записывать диск с оркестром Московской филармонии.
Среди приоритетов Нотта классический репертуар и современная музыка занимают равное положение: не случайно восемь лет назад он практически одновременно возглавил Бамбергский оркестр и парижский Ensemble Intercontemporain, специализирующийся на сочинениях последнего столетия.
Для нынешнего фестиваля, правда, маэстро выбрал программу вполне классическую: Вторую симфонию Брамса и Третью Брукнера. Результатом оказался, возможно, самый сильный концерт-открытие за трехлетнюю историю фестиваля.
Центром программы стала симфония Брукнера, не звучавшая в Москве много лет. Сложнейшим сочинением Нотт дирижировал наизусть и более часа держал зал в неослабевающем напряжении.
Если Вторая симфония Брамса, звучавшая вначале, иногда удивляла неожиданными перепадами громкости (сказывалась коварная акустика Колонного зала), то Брукнеру подобные контрасты оказались куда более кстати.
От чередования оглушительных tutti и тихих соло флейты захватывало дух. В финале Нотт и его команда вновь напомнили о Брамсе, сыграв его Второй венгерский танец совсем не как пьесу на бис: интеллигентно, неторопливо, негромко.
Фестиваль, можно надеяться, за три года существования наконец пройдет без неожиданностей. То, что Лондонский королевский филармонический оркестр привозит не одну программу, как все участники, а две, вероятно, призвано компенсировать отмену его выступления на фестивале два года назад.
Под управлением Даниэле Гатти лондонцы исполнят 9 июня “Дон Жуана” и “Тиля Уленшпигеля” Штрауса, а также Первую симфонию Брамса. На следующий день прозвучат Четвертая симфония Бетховена и “Так говорил Заратустра” Штрауса.
Возможно, самый неординарный гость фестиваля – Лейф Сегерстам, культовая фигура скандинавской музыки. 7 июня он выйдет на сцену вместе с оркестром Шведского радио. Сегерстам не только дирижер, но и композитор, причем весьма необычный: у него без малого 200 симфоний, он пишет их примерно по 10 в год и не собирается останавливаться.
В основном это крайне громкие одночастные пьесы, каждая продолжительностью примерно 20 минут. Исполняются они без дирижера.
Маэстро считает, что это весьма практично и естественно. Однако, к сожалению, музыки Сегерстама на этот раз зрители не услышат: в программе концерта – “Море” Дебюсси плюс Вторая симфония Сибелиуса и “Легенды скал” шведского классика Хуго Альвена.
Еще одна интрига фестиваля связана с отечественными коллективами. Как и год назад, Россию представляют два оркестра. Ростовский симфонический оркестр завтра исполняет сюиту из “Жар-птицы” Стравинского и Третью симфонию Скрябина, дирижирует заслуженный артист России Юрий Ткаченко.
А 12 июня, на закрытии фестиваля, состоится дебют Объединенного российского симфонического оркестра. Одной из попыток создания такого коллектива стал прошлогодний концерт Сводного симфонического оркестра России: это был Заслуженный коллектив России – оркестр Санкт-Петербургской филармонии (ЗКР), разбавленный 18 оркестрантами из 11 городов, за пультом был Юрий Темирканов.
Теперь работа с общероссийским коллективом поручена Валерию Гергиеву: под его управлением музыканты из 28 городов России разучивают кантату Чайковского “Москва” и Шестую симфонию Алексея Рыбникова, написанную по заказу фестиваля.
В прошлом году Уральский академический филармонический оркестр и ЗКР представляли Россию ничуть не менее достойно, чем зарубежные коллективы – свои государства. И если концерты Ростовского и Объединенного оркестров окажутся столь же удачными, появится повод задуматься о фестивале симфонических коллективов России.
В Москве в течение сезона публика слушает по преимуществу московские же оркестры. Интересно было бы одновременно с ними услышать коллективы из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и других российских городов.
И если форумы, подобные нынешнему, дают представление о мировом классе симфонического исполнительства, то фестиваль отечественных оркестров мог бы показать общую картину оркестрового дела в России.
Илья Овчинников, “Газета”