Балетная труппа Мариинского театра продолжает сотрудничество с крупнейшими хореографами современности.
На новой сцене состоялась российская премьера балета «Инфра» в постановке Уэйна МакГрегора.
Эту работу он называет экспериментом. Ведь тела танцовщиков – особый материал, из которого каждый раз рождается уникальный спектакль. Поэтому «Инфра» на российской сцене приобрела совершенно новую форму.
В оркестровой яме – лишь несколько человек. Инструментальное звучание дополняет электронное – звуки метро и звуки города. И в зале возникает так называемый обволакивающий эффект.
«Идет фонограмма многоканальная, у музыкантов в ушах метроном – дирижер не требуется, Каждый музыкант знает, когда ему выступать. А так общее полотно, в которое вплетаются акустический инструмент»,
– объясняет инженер Андрей Прокофьев.
В творческой биографии хореографа Уэйна МакГрегора «Инфра» – спектакль не новый, но на разных сценах постановка всегда выглядит иначе. Прежде всего, потому что, по словам МакГрегора, у каждого артиста балета – уникальные физические возможности.
«Я – исследователь тела как архитектурного объекта. Я провоцирую, тестирую, наблюдаю за существованием его в пространстве. Задача – ликвидировать фильтры, через которые мы воспринимаем окружающий мир»,
– говорит хореограф Уэйн МакГрегор.
Уэйна интересуют не столько позы, сколько переходы между ними. Его хореографию называют бесшовной.
«Пластический рисунок, движения, которыми живет Уэйн, – для нас непривычно, такого никогда не делали. В моей вариации больше волн, для меня это не свойственно, и я для себя открыл новое в своем теле»,
– признается солист балета Мариинского театра Филипп Степин.
Но работу с труппой Мариинского театра хореограф начинал не с упражнений, а… с разговоров. Говорил об истории создания «Инфры». 2005-й год. Теракты в лондонском метро. Люди – бесконечно разные, но одинаково уязвимые. Их движения – просты, эмоции – на пике. В этом балете нет ни сюжета, ни главного героя. Атмосфера создается парами, возникает между партнерами. Страсть, усталость, обида.
«Мы находимся внутри пространства, но из него вынут один кирпичик. И сквозь него мы видим окружающий мир – люди по улице, в метро. А мы танцуем внутри чего-то»,
– отмечает Филипп Степин.
«Инфра», как и другие постановки МакГрегора, – это диалог между танцем, ломающим представления о физике тела, и современными технологиями. Рядом – цифровые фигуры, сгенерированные компьютером и телом, смоделированные МакГрегором. И даже самый сложный пластический рисунок – легко читается из зрительного зала.
МакГрегор работает с труппой петербургского театра впервые, но, говорит, у этого сотрудничества – большой потенциал.