Программой из сочинений Л. Бетховена и Д. Д. Шостаковича открыл свой новый сезон с Гевандхауз оркестром Риккардо Шайи.
В минувшее воскресенье один из старейших немецких музыкальных коллективов выступил у себя на «домашней» площадке – концертном зале Гевандхауза (Лейпциг).
Сольную партию в Скрипичном концерте Л. Бетховена исполнил датский скрипач и дирижер Николай Цнайдер.
В последнее время он все ярче заявляет о себе в амплуа дирижера. Результатом этой деятельности является его сотрудничество с лучшими музыкальными коллективами мира, в числе которых: Лондонский симфонический оркестр, оркестр Дрезденской Штаатс капеллы, Мюнхенский филармонический оркестр, оркестр Чешской филармонии, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Филармонический оркестр Французского радио, Российский национальный оркестр, оркестр Галле, оркестр Шведского радио и Симфонический оркестр Гётеборга.
С Мариинским театром Цнайдер сотрудничает в качестве главного приглашенного дирижера. Между тем, Цнайдер-скрипач всегда поражает своей изысканной тембровой палитрой, интеллигентным звуком и аристократичностью мысли. Вот и на сей раз в трактовке музыканта Скрипичный концерт Л. Бетховена засверкал новыми красками, предстал в своем подлинном величии. Тончайшие переливы скрипичных соло, цепи пассажей сливались в полной гармонии с деликатным аккомпанементом Гевандхауз оркестра.
Риккардо Шайи любит представлять вниманию публики нестандартные программы. Ожидаемым событием прошедшего концерта стало обращение итальянского маэстро к редко исполняемой Двенадцатой симфонии Д. Д .Шостаковича «1917 год» (Памяти В. И. Ленина). Музыкальный материал сочинения проникнут эпической лирикой на фоне объективной манеры композиторского письма.
Интерпретация Риккардо Шайи Двенадцатой симфонии Д. Д. Шостаковича оказалась очень современной. Оркестр под его управлением звучал свежо и драматично. Дирижер внимательно следовал законам формы сочинения, мастерски распределяя при этом динамику контрастов.
Гнетущую, полную оцепенения и беспокойства первую часть «Революционный Петроград» сменила безмятежная лирика «Разлива», одной из красивейших музыкальных зарисовок в творчестве Шостаковича. Залпы «Авроры» (3-я часть) явились генеральной кульминацией симфонического цикла – оглушительное соло ударных поразительно точно запечатлело пушечный выстрел крейсера. Ну а финал симфонии «Заря человечества» был схож с образом «Боголенина» – «чудовищного идола, созданного волей Сталина».
Эта ключевая мысль Геннадия Рождественского, воспринимающего эту часть симфонии именно так, еще больше характеризует официозный стиль и плакатность музыки Шостаковича.
С 19 по 21 октября на сцене венского Музикферайна проходят гастроли оркестра Лейпцигского Гевандхауза во главе с Риккардо Шайи. В одном из вечеров слушателям будет также представлена эта уникальная программа.
Виктор Александров, Лейпциг (Германия), ClassicalMusicNews.ru