У многих видевших “Мёртвые души” Кирилла Серебренникова нашлись причины и основания сетовать на то, как режиссёр обошёлся с текстом и духом гениального гоголевского произведения.
Но это они ещё не видели и не знают, что учудили совсем недавно в Голландской национальной опере, в Амстердаме. Теперь могут увидеть: в интернете выложена полная, без купюр запись оперного спектакля “Пиковая дама”.
Оперу Чайковского автор постановки норвежец Штефан Херхайм не просто переиначил, он выплеснул на сцену довольно уже прокисший коктейль из фактов и домыслов о Чайковском и его нетрадиционной сексуальной ориентации. И все мифы о нём, включая, к примеру, пресловутый стакан с холерной водой, которой якобы отравили композитора.
Сам Петр Ильич присутствует на сцене среди героев “Пиковой дамы”. Он близок с Германом в прямом – физическом – смысле. По ходу спектакля актёр в образе Чайковского превращается в князя Елецкого. Это, к слову, единственный исполнитель, для которого русский язык не родной. Классика в этой постановке совсем не берегут: композитор всё время умирает, несколько раз.
В промежутках между смертями Чайковский то танцует, то мечется. Пытается, по замыслу автора спектакля, совладать со своими тайными желаниями, искушается, страдает. И все это на фоне классического сюжета.
За Штефаном Херхаймом закрепилась репутация ниспровергателя каких бы то ни было канонов. Режиссёр уже ставил в Амстердаме “Евгения Онегина” того же Чайковского – с красноармейцами, космонавтами и медведями. И тогда, и сейчас за дирижерским пультом – знаменитый Марис Янсонс. Публике нравится, зал переполнен.