Фестиваль в Новосибирске – это прежде всего эксклюзивные концерты: главное – привлечь известнейших отечественных и мировых музыкантов.
В этом году самым прославленным гостем фестиваля стал Владимир Иванович Федосеев. Трудно на данный момент найти в мире дирижёра, внёсшего настолько большой вклад в музыкальное искусство. Это человек-легенда, руководивший премьерами и впервые записавший ряд сочинений величайших композиторов последней трети XX века – Б. Чайковского, Г. Свиридова, В. Гаврилина.
На фестивале маэстро вместе с прекрасным Новосибирским академическим симфоническим оркестром исполнил нечасто звучащие в нашей стране произведения Брамса (Концерт №2 для фортепиано с оркестром, солист – Николас Ангелич) и Вебера.
Особенно сильное впечатление произвела Первая симфония Вебера – в интерпретации Федосеева ярко проявился заложенный в музыке по-бетховенски полнокровный юмор: в динамически-контрастных тембровых модуляциях, инструментальных перекличках и в выделяемой характерности звучания медных и деревянных духовых.
Кроме того в Новосибирске состоялось без преувеличений историческое исполнение «Страстей по Иоанну» Баха с немецкими солистами под управлением известного австрийского дирижёра и альтиста Ильи Короля.
Камерный оркестр и хор за короткий срок выучили монументальную партитуру Пассионов, а сам процесс разучивания и репетиций с Королём, проходивший с невероятным творческим задором и энтузиазмом, для новосибирских музыкантов стал настоящей радостью. Близкое к аутентичному по составу и исполнительской манере, хотя и несколько тяжёлое для неподготовленной публики, выступление было прекрасно встречено слушателями.
Фестиваль в Новосибирске – это лица. Одухотворённые лица создателей и участников, тех, кто составляет собой единый организм республики Транссибирск.
Это сам Вадим Репин – фестиваль его детище, его радость и добровольный благодатный долг. Ему интересны организационные детали, каждый концерт и каждая творческая встреча. Репин – это символ и образ фестиваля.
Олег Белый – «локомотив», человек, претворяющий в жизнь грандиозные планы, практическая рассудительность которого сочетается с музыкальной чуткостью, что делает его выдающимся организатором.
Помимо основного тандема худрука и директора, есть и те, кто на протяжении существования фестиваля были и остаются рядом, составляя прекрасную команду. Это сотрудники филармонии – замечательные женщины, профессионалы своего дела, создававшие уютную праздничную атмосферу.
Это Маркус Виллер – «швейцарец-великоросс», настоящий европейский интеллигент, полиглот, по-немецки рассудительный и по-русски душевный – незаменимый участник фестивального процесса.
И, конечно, это Александр Иванов – эксклюзивный фотограф, чья персональная выставка открылась в рамках фестиваля в зале фойе филармонии, истинный художник, запечатлевший в удивительно образных снимках всю историю Транссибирской эпопеи.
Многие из представленных подавляющей частью монохромных работ обладают колоссальной внутренней динамикой, а портретная галерея дирижёров – участников фестивалей прошлых лет – во время работы с оркестром на концерте, поражает умением фотографа раскрывать некие сущностные стороны и артистическую харизму личности в одном запечатлённом мгновении. Особенно мощной энергетикой обладают портретные снимки Кента Нагано, Шарля Дютуа, Леонарда Слаткина и Пинхаса Цукермана.
Фестиваль в Новосибирске – это открытия. И для меня (учитывая лишь небольшую часть концертов, на которых присутствовал), пожалуй, главное впечатление от пребывания на сибирском форуме – это выступление трио победителей международного европейского конкурса Tonali на концерте «Дети-Детям». Сам конкурс – инициаторами которого являются виолончелисты Борис Матчин и Амадеус Темплтон – нечто новое в академическом искусстве и образовании – помимо направленности на выявление и поддержку талантливых исполнителей и авторов, он призван воспитать новую слушательскую аудиторию.
Подобный эксперимент – внедрение и практическое освоение учащимися в общеобразовательных школах музыкального менеджмента – был проведён и в рамках фестиваля в Новосибирске и Красноярске. Его результатом стал заполненный концертный зал филармонии концерта «Дети-детям» – учащиеся, немузыканты провели большую работу по привлечению людей, а их деятельный энтузиазм в работе (как это часто бывает) не мог не отразиться и на их личном отношении к классической музыке.
Возвращаясь к поразившему меня выступлению: уверен, что музыканты, исполнившие в этот вечер Es-dur’ное Трио Шуберта – Маюми Канагава (скрипка), Фридрих Тилле (виолончель) и Ханни Лианг – это будущее классического музыкального искусства. Схожий юношески-открытый взгляд на мир и на вещи, предельно ясный и в то же время глубокий, роднит эту святую музыку с её молодыми исполнителями.
Настроения, созвучные возрасту, ассоциирование образно-музыкальной судьбы произведения со своими личными переживаниями и чаяниями и при этом безупречная исполнительская техника позволили так высоко-художественно и органично сыграть этот камерный шедевр. «Сбывшееся ещё не изменило собою возможного».
Разбирать детали подобного исполнения также глупо и бессмысленно, как описывать красоты или попытаться найти недостатки в самой шубертовской партитуре; здесь лишь по-гоголевски можно светло и неизбывно подытожить: «О моя юность! О моя свежесть!».
Александр Тлеуов, Где-то в дороге между Новосибирском и Москвой