26 сентября 2023 года Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова выступил под управлением Александра Лазарева.
…Вот и осень пришла. Солнечная, золотая, очень тёплая и сухая. Такой, говорят, лет восемьдесят не было. Но жёлтые, жёлто-зелёные и зелёно-красные листья уже солидно покрыли улицы, подобрались к памятнику Чайковского, окружили памятник другому гению на Триумфальной площади и – вместе с Маяковским – стали приглашать меломанов на концерт, посвящённый традициям русской классической музыки.
Играл оркестр имени Светланова в Зале имени Чайковского, играл музыку, бесконечно любимую Светлановым и теми, кто до отказа заполнил концертный зал. Было совсем-совсем начало концертного сезона, и, как и год назад, одним из первых вступил в новый сезон любимый музыкальным миром Светлановский оркестр. А дирижировал, как и в прошлом году, настоящий музыкальный гигант Александр Лазарев.
И – сразу замечу! – вся крайне интересная программа была не просто той, что любима этим маэстро, но и – это очень важно! – состояла из произведений любимых Лазаревым русских классиков и тех композиторов и произведений прошлого, которые очень сильно и страстно любил сам Светланов.
Как и следовало ожидать, именно в такой программе, открыл парад на сцене Милий Алексеевич Балакирев, организатор и руководитель знаменитой «Могучей кучки». Оглушительными аккордами рванулась в зал восточная фантазия «Исламей» в блистательной инструментовке друга автора, выдающегося музыканта Сергея Михайловича Ляпунова.
«Исламей» уже много лет популярен по большому счёту, хотя начинал свою биографию очень скромно. По жанру «Исламей» приближался по-новому к тем формам, которые были очень близки Листу и Шопену (симфония, концерт, разных типов оркестровые пьесы), причём у Ляпунова была огромная тяга к фольклору и западноевропейскому романтизму. Это было и обоснованно, и тесно связано с той программой, что утверждали «кучкисты».
«Исламей» был посвящён Балакиревым очень близкому ему Николаю Рубинштейну и, кстати сказать, произвёл большое впечатление на Чайковского. Многообразие и разнообразие ярких тем, изысканность темпов, виртуозность красок, богатство и самобытность народной и очень красивой музыки производили (да и сейчас производят) огромное впечатление на музыкантов и любителей музыки. А Лазарев настолько глубоко, образно и в сумасшедшем (но заявленном автором) темпе вёл такую сильную и смелую исповедь о любви к природе, сиянию окружающего мира, о влюблённости в солнце, танец, традиции горцев, что зрительские аплодисменты стремились не просто вылиться в зал, но и, увлекая, повести за собой всех, кто восторженно слушал оркестр и, кроме того, внимательно следил за руками дирижёра, искренне поражаясь их выразительности.\
Очаровывала музыка во фрагменте с бубнами, в полёте виолончелей, в пении (да, именно так!) духовых. И тогда, согласно партитуре, в оркестре возникали акценты волевые, порой даже жестокие, озлобленные, чтобы потом и держаться, и расти, и вновь взрываться мощными аккордами, в результате рисуя звуками удивительно красивую картину, панораму бушующей земли.
На мой взгляд, «Исламей» был главной творческой победой оркестра и дирижёра в этом концерте, хотя была хороша и Пятая симфония Глазунова. И всё-таки во главе этого шествия симфонии была восточная фантазия.
К сожалению, значительно уступала «Исламею» вторая пьеса программы – одночастный, тесно связанный по форме с концертами Мендельсона, Паганини, Чайковского и даже самого Глазунова. Я имею в виду Концерт для скрипки с оркестром Ляпунова, исполненный Еленой Ревич. Он, увы, звучал много слабее.
Простите, была какая-то унылая каденция, не всегда чистый звук на верхах, некое качание формы… Хотя на фоне отдалённой, эффектной флейты родилась красивая, задумчивая тема. Жаль, что возникала она редко. Временами появлялся какой-то странно-«дымчатый» звук, огорчало отсутствие необходимой образной чёткости, появление вялости. Увы, увы… Не могу не сказать об этом.
Правда, временами (редкими!) в движение лирики врывался нерв. Возвращаясь к каденции, не могу не сказать, что она была довольно скучная и нудная, но неожиданно обрела свежесть и завидную резкость. Поистине: неисповедимы пути Господни! А технически скрипачка довольно умела. Жаль, что многое лучшее в её исполнении было на сей раз потеряно. Жаль, ушедшее время не дало услышать первого исполнителя этого концерта с первым его солистом с оркестром – блистательным Юлианом Ситковецким…
И наконец, Пятая симфония Глазунова. Подлинный шедевр. Первоклассная музыкальная красота. Совершенство формы, от которого не хочется отрываться. Мы эту симфонию хорошо знаем. Своей глубинной красотой она уверенно владеет и даже, пожалуй, руководит нашими чувствами, когда мы её слушаем. Отличное звучание оркестра во многом заслуга дирижёра. Так всегда. Так и здесь, у светлановцев. И лично я не берусь даже говорить, какие инструменты, какая из групп звучала «лучше всех», потому что «лучше всех» звучал весь оркестр.
Как хорошо торжественное, мощное начало с отголосками выразительной песенности!.. Героическая тема, которая фактически у всех на слуху. Самое обаятельное впечатление оставляет мягкая лирическая тема – спокойная, романтическая, а по «вязи» – кружевная. Очень хороши духовики в «возвратных» темах. Изящно и тонко в финале первой части на большом звуке возникает заглавная тема. И очень хороша кода первой части. А какой танцевальный, нежный, лёгкий и эффектный фрагмент дарит начало второй части. И как подкупает третье прохождение главной темы части, по-своему связанной с Песней Леля из «Снегурочки» Римского-Корсакова.
И ещё, что особо надо отметить у Лазарева, – это тщательная работа над деталями; это особенно заметно в «лесной» части (эдакая «здоровая дремучесть» в новой лирической теме третьей части). И снова те же мощные тревожные аккорды выводят главную мелодию на первый план. Финал симфонии опять привносит сумасшедшее торжественное движение, даже маршеобразность. И из очень щедрого перебора аккордов выходит блестящая кода. Здорово, ничего не скажешь…
Наталья Лагина